Страх — всегда ли это плохо? Что пугает нас врожденно, и чего мы учимся бояться «по ходу жизни»? Какова функция боли и как можно ее ослабить? Как связаны страх, стресс и тревожность? К чему ведет хронический стресс? Почему мы смотрим фильмы ужасов? Как страх используется в рекламе товаров — об этом и многом другом и пойдет речь на лекции «Популярного лектория» 29 апреля в DI Telegraph.

Вячеслав Дубынин

доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных Биологического факультета МГУ

Программы оборонительного поведения — важнейший и необходимейший компонент деятельности нервной системы. В самом простом случае их запускает боль — сигнал о повреждении тела, его покровов и внутренних органов. Особые отростки нейронов («болевые рецепторы») реагируют на вещества, выделяющиеся из травмированных клеток. Далее нервные импульсы поступают в мозг, и мы отдергиваем руку с уколотым пальцем или потираем колено после удара об угол стола. Одновременно возникают негативные эмоции, которые можно определить как самый древний тип страха — страх перед повторением боли. Гарантированные («врожденно предопределенные») отрицательные переживания вызывает не только боль, но также горький вкус, отвратительный запах, слишком яркий свет, чересчур громкий звук. На их фоне мы обучаемся избегать опасных объектов, ситуаций и действий, причем такое обучение начинается с первых месяцев жизни.

Нервная система, суммируя даже небольшие врожденно значимые и выученные сигналы об опасности, входит в состояние готовности к реагированию на них («убегать и/или прятаться»). При этом возникает страх в форме повышенной тревожности, которая, в свою очередь, провоцирует стресс; основной вклад в данные события вносят гипоталамус, миндалина, симпатические нейроны. Хуже всего мозгу, если он не видит путей избегания будущей боли или других неприятностей: куда не пойди, мерзкий звук или запах не исчезают; чем не лечись, болезнь не отступит; на какой замок не запирайся — беда все равно постучится в дверь… В такой ситуации может возникнуть депрессия — патологическое нарушение баланса между центрами положительных и отрицательных эмоций, мешающее человеку нормально жить, а порой и ведущее к суициду.

Для облегчения боли используются анальгетики — вещества, снижающие чувствительность болевых рецепторов; для борьбы с тревожностью — успокаивающие препараты (транквилизаторы и анксиолитики); для ослабления депрессии — антидепрессанты, усиливающие работу центров положительных эмоций. В целом же боль и страх можно сравнить с системами сигнализации, которые позволяют эффективно избегать реально или потенциально опасных объектов, стимулов, ситуаций. Без такой сигнализации существование организма (особенно, если он нацелен на «жить долго и счастливо») невозможно. Однако избыточная активность оборонительных программ искажает поведение, делает нас пассивными, лишенными настроенности на положительные эмоции, связанные с новыми ощущениями и достижениями. Обучение на базе страха активно используется, когда педагог или родитель «рисуют» школьнику ожидающие его проблемы и неприятности. Подобные же приемы эксплуатирует реклама — прежде всего, социальная, но также медицинских товаров и услуг, в сфере страхования и др. Вместе с тем, правильное воспитание обязательно указывает не только на ожидающие нас неприятности, но также на тот позитив, который обуславливается избавлением от опасностей и проблем. Чувство победы, преодоления — важный компонент нашей эмоциональной жизни (на клеточном уровне его обуславливают нейроны, вырабатывающие норадреналин).

Все мы разные. Одним достался более тревожный мозг, с которым весьма непросто жить в мире и гармонии; другим — более азартная нервная система, склонная попадать в потенциально опасное положение, а затем «ловить кайф» от ощущения победы (экстремальный спорт и американские горки, стрельба по компьютерным монстрам, просмотр фильмов ужасов и т.п.). Все это делает нас людьми и уникальными личностями.