Лингвист-культуролог и бывший преподаватель МГУ Алексей Чернореченский переехал в Петербург и запустил там передвижной лекторий: он решил сочетать велосипедные прогулки по городу с лекциями по искусствоведению, филологии, логике и другим интересным темам. T&P узнали у лектора, как можно использовать городские здания, вывески и объявления в качестве учебных материалов и почему велосипед помогает открыть город заново.

Алексей Чернореченский, лингвист-культуролог

— Моя сфера научных интересов — искусствоведение и семиотика, а творческое направление — драматургия и музыкальная композиция (у меня есть второе высшее образование, музыкальное). Я временно переехал жить в Петербург — на полтора-два года минимум, — но еще во время велопрогулок у себя в Москве я задумался о том, как совместить физическую нагрузку и неформальное общение с интересным изучением разнообразных тем, которые традиционно принято считать нудными и академическими. Но у нас это было сложнее реализовать: Москва только с прошлого года стала более или менее комфортным городом для велосипедистов. А вот в Петербурге я планирую организовывать такие прогулки в течение всего велосипедного сезона.

Моя ближайшая лекция будет посвящена сталинскому ампиру. Поскольку мне близка тема символизма и мифологии тоталитарных режимов (и, в частности, московский авангард и ампир, о которых я много прогулок провел), я решил сделать то же самое, только, во-первых, на материале Санкт-Петербурга, а во-вторых, в сравнении с другими застраивавшимися так же городами — Минском и Киевом. Не скрою, что я не смогу избежать аллюзий и параллелей с сегодняшним днем и событиями, но с несколько иным знаком: как правильно сказал Ревзин, если в эпоху Сталина архитекторы имели значение, то последние 15 лет словно игнорируют само понятие архитектора, и поэтому, чтобы узнать об и без того безликих постройках, нужно изрядно покопаться. То есть мы проводим параллель по тем вещам, которые именуются «признаками эпохи».

Велосипед очень удобен в плане изучения архитектуры — он позволяет сразу охватить много объектов. Я могу не привязываться к определенному району, который в случае пешей экскурсии был бы сильно ограничен физическими возможностями участников. На велосипеде я могу выбрать несколько объектов и сцепить их воедино, дав целостное представление о феномене или архитекторе. В 2013 году мы сделали два велозабега в Москве по архитектуре Мельникова и Шехтеля. Мельников начинался у Киевского вокзала и заканчивался в Сокольниках (ДК Русакова), а Шехтель начинался на Тимирязевской, а заканчивался на Калужской. Пешком такое расстояние охватить невозможно, а автобус «скрадывает» всю меняющуюся панораму.

Темы лекций будут самыми разными — например, через неделю на Петроградке я буду рассказывать про латинские корни и флексии в русских словах на основе русскоязычных городских вывесок. Проще говоря, расскажу о том, как научиться читать информацию, которая скрыта в заимствованной морфеме. А в конце мая хочется сделать логическую велосипедную вылазку — я попробую рассказать людям о формулах логики на примере ситуаций из городской жизни, это будет происходить на Васильевском острове. Возможно, на примере абсурдных объявлений (а их немало) будем решать логические задачи на классические модусы (фигуры).

Я считаю, что время односторонних лекций прошло, и верю в то, что участник тоже может немало рассказать ведущему, потому что у него свежий взгляд на вещи и он может под неожиданным углом проанализировать теорию или проблему. Поэтому на своих занятиях я раздаю участникам листочки с заданиями, которые им надо выполнять на месте. На велопрогулки приходит сама разная публика — от студентов до достаточно зрелых людей. Причем это интересно как новичкам, так и профессионалам.