Участие в архитектурных конкурсах дисциплинирует и воспитывает молодых градостроителей, склонных злоупотреблять творческой свободой, считает директор проектов КБ «Стрелка» Вера Леонова. Консалтинговое бюро при одноименном Институте занимается культурным и пространственным программированием и курирует все серьезные городские конкурсы последние несколько лет. В интервью T&P Вера Леонова объяснила, как минимизировать риски и проверить скрытые угрозы при подаче конкурсных предложений.

Формальные критерии должны соблюдаться

Внимательное чтение правил конкурса — уже часть успеха. Если конкурс подготовлен и проводится грамотно, то в правилах будет указана вся необходимая информация, например, будут пункты про отклонение заявок и дисквалификацию. Очень важно внимательно отнестись к этим пунктам — если у участника конкурса есть аффилированность с кем-нибудь из членов жюри, нужно об этом открыто сказать. Наличие аффилированности совсем не означает, что заявка будет отклонена, а вот умалчивание этого факта с большой долей вероятности приведет к дисквалификации.

Есть требования, которые кажутся менее значимыми, — например, в каком формате и количестве нужно предоставить тот или иной документ. Тем не менее, их несоблюдение также является формальным поводом для дисквалификации. Недавно у нас закончился серьезный градостроительный конкурс, участники должны были подавать свои проекты в электронном виде через сайт и одновременно присылать их по почте. И в том, и в другом случае были детально прописаны требования к составу документации, но при таком большом объеме сложно не запутаться, особенно в условиях спешки и сдачи. Кто-то из участников прислал что-то не в том формате, кто-то загрузил проект на сайт с часовым опозданием.

Наша задача как независимого организатора конкурса заключается в фиксации всех подобных нарушений и информировании о них членов жюри, которые уже решают, является ли то или иное нарушение серьезным. Обычно члены жюри благосклонно относятся к участникам, ценят проделанную серьезную работу и не будут дисквалифицировать участников за незначительные недочеты. Тем не менее, лучше минимизировать свои риски и постоянно сверяться с правилами при подаче конкурсных предложений.

Основной принцип конкурса — равные условия для всех участников

Не стоит пытаться дослать улучшенные или более проработанные материалы после окончания срока подачи конкурсных предложений, они не будут приняты к рассмотрению. Иногда у нас просят разрешения донести документ — мы говорим: «Хорошо, сдавайте, мы передадим заказчику по окончании конкурса, но частью конкурсного предложения будет только то, что вы подали в срок».

Также не стоит делать лишнюю работу и присылать материалы, которые изначально не запрашивались. Большинство конкурсов, которые мы организуем, предусматривают загрузку конкурсного предложения через сайт, файл за файлом, как определено в списке требуемых документов. То есть отсутствует физическая возможность загрузить лишние материалы. Один из участников недавнего конкурса разработал специальное приложение для смартфона и попросил переслать ссылку на него членам жюри. Мы вынуждены были отказать, иначе остальные участники были бы в менее выгодном положении.

Слушайте организаторов конкурса

Участники должны соблюдать правила конкурса, но могут возникнуть форс-мажорные обстоятельства, например, планшеты иногда задерживают на таможне. Как организаторы многочисленных конкурсов мы знаем весь спектр потенциальных проблем, поэтому обязательно рассказываем, как можно минимизировать риски — например, в случае планшетов, распечатать их силами российских партнеров здесь, если же почтового отправления не избежать, соблюдать определенный вес, указывать минимальную стоимость материалов и прочее.

Также на протяжении всего конкурса мы поддерживаем обратную связь с участниками, обычно посредством онлайн-форума. Любой участник может задать вопрос, и мы в кратчайшее время опубликуем ответ, при этом и вопрос, и ответ будут видны всем участникам, чтобы у всех была одинаковая информация. Если конкурс международный, то вся коммуникация осуществляется на двух языках — русском и английском. Мы также используем и другие виды связи — нам можно написать письмо, позвонить при любых возникающих вопросах и сомнениях. Мы стараемся отвечать максимально подробно и оперативно. Но не стоит просить нас о каких-либо поблажках — мы вынуждены будем отказать.

Провести жюри красивой картинкой не получится

Наша роль — сформировать жюри таким образом, чтобы в нем значительную часть составляли профессионалы — архитекторы, градостроители, эксперты в различных областях. Представители заказчика и города также должны присутствовать — ведь они выступают ключевыми стейкхолдерами проекта, — но не должны доминировать. Непрофессионалов легче впечатлить красивой подачей, яркой презентацией, качественными рендерами, при этом могут остаться незамеченными проблемные моменты. Поэтому мы стараемся привлекать в жюри специалистов, способных глубоко анализировать архитектурные или градостроительные решения.

Также мы готовим технический отчет, в котором сравниваем проекты между собой и приводим оценку независимых экспертов в области архитектуры, инженерии, транспорта, их мнение призвано помочь жюри сориентироваться в объемных материалах. В рамках заседания жюри проводится серьезная аналитическая работа, идет всестороннее обсуждение проектов, поэтому надеяться на то, что жюри ограничится поверхностными выводами, не стоит.

Стремиться понравиться кому-то из членов жюри или заказчику — плохая идея

Ориентироваться на вкусы конкретного члена жюри бессмысленно, это будет всего лишь один из 10–15 человек, и не факт, что его мнение станет решающим на заседании. Также не стоит пытаться связываться с жюри или заказчиком напрямую — это вряд ли что-то изменит в вашей судьбе, но может негативно повлиять на отношение к вам. Мы заранее всем объясняем, что для репутации конкурса крайне важно исключить прямой контакт с участниками и перенаправлять их по любым вопросам к нам как независимому организатору, который не влияет на принятие решения. Иногда прямых контактов не избежать — например, когда предусмотрено вознаграждение участников и оплата производится заказчиком напрямую. Но в этом случае мы четко разграничиваем зоны ответственности и определяем круг вопросов, по которым возможен прямой контакт.

Участникам стоит сосредоточиться на решении поставленных в рамках конкурса задач, а также внимательно изучить техническое задание, которое мы для них готовим, — очень часто фатальных ошибок можно избежать, если просто уделить достаточно времени чтению брифа.

Случай двухэтапного конкурса

В случае двухэтапного конкурса на первом этапе претендентов отбирают по их портфолио. Если конкурс интересный, а объект значимый, заявок может быть несколько сотен, а жюри должно выбрать всего 6–8. Как организатор конкурса мы готовим квалификационный отчет и рейтинг, где фиксируем соответствие заявок формальным критериям отбора, и заранее высылаем материалы жюри. В квалификационном отчете мы анализируем, насколько большая компания-участник, какая у них финансовая ситуация, какой штат, делали ли они подобные проекты подобного размера и сложности в прошлом. Данный рейтинг имеет информационный характер, и жюри при принятии решения не связано его выводами. Члены жюри могут дать шанс небольшому архитектурному бюро, набравшему не очень много баллов, если сочтут его перспективным и способным справиться с поставленной задачей.

Важно соизмерять конкурс со своими возможностями

Когда конкурс требует определенной квалификации, мы составляем условия таким образом, чтобы отсечь бюро, неспособные реализовать проект в силу отсутствия опыта или ресурсов. Например, если проводится большой градостроительный конкурс, где один из формальных критериев — наличие в портфолио участника проектов комплексного развития территорий, то выпускникам МАРХИ вряд ли стоит принимать в нем участие.

Зачем тратить огромные усилия на сбор документации, составление заявки и т.д. если ты изначально не соответствуешь критериям отбора? Лучше потратить время на участие в более подходящем конкурсе — например, на концепцию конкретного здания. Таких конкурсов много, и они часто рассчитаны как раз на выявление талантов среди молодых архитекторов. Также в случае крупных объектов небольшие бюро могут вступать в партнерство с более мощными проектными организациями, так как к участию часто приглашаются консорциумы. В этом случае шансы на победу возрастают, и даже молодые архитекторы могут получить важный опыт большого, серьезного конкурса.

Точных рецептов нет

Решение жюри непредсказуемо. Какие бы формальные признаки не были соблюдены или были не соблюдены — решение в конце концов принимает жюри. Поэтому основная задача организатора конкурса — подобрать состав жюри таким образом, чтобы решение было максимально профессиональным, независимым и взвешенным.

Победа или участие

У конкурсов есть положительный аспект, который не всегда озвучивается, — само участие в них дисциплинирует и воспитывает. Архитекторы, как правило, народ творческий — они любят поступать по-своему и очень не любят, когда их в чем-либо ограничивают. В условиях же конкурса нужно четко следовать техническому заданию, выполнить многочисленные требования, предъявляемые к составу и формату сдаваемой документации. Первоначальное недовольство участников детальными требованиями обычно быстро проходит: они начинают понимать, что чем более подробно все прописано, тем проще им организовать рабочий процесс. Не нужно додумывать за организатора, остается лишь следовать требованиям и творить.