Известный декоратор и сет-дизайнер Даша Соболева, сотрудничавшая с ЦУМом, магазином «Кузнецкий мост 20», Harper’s Bazaar и Cosmopolitan, выступает на «Делай Фесте» с авторским мастер-классом по изготовлению inspiration board. Она рассказала «Теориям и практикам» о декораторских лайфхаках, технике визуализации и о том, как из маленького магазина попасть в креативный отдел ЦУМа.

— Расскажите о самых интересных творческих задачах, которые вам приходилось решать.

— Самая сложная задача — это, конечно, уложиться в сжатый дедлайн. Для детской съемки в журнале Harper’s Bazaar я нашла две барабанных установки: взрослую и детскую, для малышей. Они выглядели одинаково — никогда не думала, что бывает такое. Еще было интересно сделать огромный скелет рыбы для витрин КМ20 — скелет производили несколько человек, каркас варили из стали, а сверху дорабатывали папье-маше.

— Как вы придумываете концепцию оформления — мудборды, наброски, поиск идей, что вам помогает? Чьи работы вас вдохновляют?

— Любая моя работа начинается с мудборда. Я собираю вдохновляющие картинки, от которых могу оттолкнуться в разработке идей. Это может быть инсталляция современного художника, картина, фильм или просто что-то, что я заметила на улице. После ресерча происходит утверждение концепции с заказчиком, дальше я разрабатываю макеты декораций.

Меня вдохновляют съемки Тима Вокера и сет-дизайнера, который работает над декорациями для них, я активно за ним слежу. Studio Xag делает очень умные и ироничные витрины. Люблю скульптуры, завораживающие инсталляции Ясуаки Ониши, проекты Филиппо Минели и живопись Киры Джеймсон.

— У вас есть любимые темы/фактуры/стили? И, наоборот, популярные приемы, используемые в оформлении, которые вас раздражают?

— Любимых приемов и стилей нет — все зависит от проекта, над которым я работаю, это очень индивидуально. Но, пожалуй, мне нравятся натуральные материалы и вещи, произведенные вручную — из дерева, папье-маше и т. д. У таких декораций есть энергия и душа, вложенное в них человеческое тепло всегда ощущается. Сейчас я почти ничего не делаю своими руками, но когда я начинала работать, я почти полностью все делала сама.

Нет ничего хуже витрин, которые осенью декорируют искусственными кленовыми листьями, а зимой украшают елочными шарами и гирляндами из «Ашана», разбросанными по полу. Такого, к сожалению, очень много в наших торговых центрах.

— В России профессия появилась относительно недавно — насколько, на ваш взгляд, она уже сложилась? И где стоит учиться на декоратора витрин и сет-дизайнера?

— Если сравнивать с Европой и Америкой, пока нельзя сказать, что это направление у нас хоть как-то развито. В мультибрендовом магазине должна работать команда дизайнеров во главе с креативным директором, но у нас так работают только ЦУМ и «Цветной». Люксовые бренды, вроде Chanel и Prada, заказывают все оформление за рубежом. А в большинстве торговых центров все остается на невысоком уровне.

На свою первую стажировку я устроилась в один магазин на Тверской, специализирующийся на дениме — ассистировала мерчендайзеру. В тот момент я училась в художественном училище, и мне показалось, что это очень интересная сфера деятельности — одевать манекены и придумывать декорации для витрин. Спустя некоторое время я познакомилась с Ингой и Юлей Витряченко, владелицами Twins Shopp, и рассказала им о своем увлечении витринами. Девочки поддержали меня и дали возможность разработать инсталляцию для их магазина. После этого я попала в креативный отдел ЦУМа и поняла, что работа декоратора — это то, что действительно мне интересно.

Для профессии, безусловно, нужен художественный бэкграунд, остальное обычно нарабатывается на практике. В России есть курсы оформителей витрин — например, в МАХУ им. 1905 года, где я училась. Можно посещать и вебинары — но не менее важно изучать работы других декораторов и просматривать блоги по теме. В европейских институтах все проще — там можно выучиться и на мерчендайзера (который тоже должен иметь художественный вкус), и, собственно, на декоратора. У нас очень важно устраиваться на стажировки, чтобы понять, как это все устроено изнутри. Если у вас не будет «учителя», который поможет сформировать ваше видение и вкус и отфильтровать лишнее, — ничего дельного не получится, будет обычный DIY.

— Если говорить про inspiration board — зачем это нужно и как такие доски могут различаться в зависимости от целей? Насколько сам процесс создания доски может запустить поток творческих мыслей?

— Я всегда собираю вдохновляющие картинки, от которых могу оттолкнуться в разработке идей и сформировать направление мысли. Это первый этап моей работы. Можно собирать тематические подборки понравившихся интерьеров и вещей, которые подтолкнут вас к созданию идеального интерьера.

А можно сделать просто «доску сокровищ» — с фотографиями пляжа или идеального наряда — ваши сокровенные желания, зафиксированные в виде картинок на листе или пробковой доске. Если поставить такую доску на видное место и обращать на нее внимание, в скором времени желаемое может стать действительным. Это очень известная психологическая практика. Кроме того, это просто эстетично.

— Расскажите подробнее про будущий мастер-класс.

— Принять участие в мастер-классе может любой. Вместе мы будем делать доски с помощью картинок из старых журналов, иллюстраций и открыток. Все знают про технику визуализации, но кто делал такую штуку сам? Готовый мудборд можно будет забрать с собой. На втором мастер-классе мы займемся сервировкой стола для ужина или обеда на природе — если немного пофантазировать, красиво оформленный стол создаст нужное настроение и поможет расслабиться. Во время мастер-класса я расскажу про разные декораторские лайфхаки и особенности работы в фэшн-индустрии.