Порой самые простые вещи способны объяснить самые сложные явления. Именно такой подход близок создателям канала Thug Notes, которые используют сюжеты классических 8-битных игр для разговора о важных философских проблемах. Где проходит граница реальности, почему наука не универсальна, чем различаются разум машины и человека — T&P представляют проект 8-bit philosophy.

Платон и Зельда

Вопросы о бытии и небытии, то есть о границах реального, были ключевыми в философии Платона. Ученик Сократа считал, что видимое не есть реальное, а если мы что-то видим, то это вовсе не значит, что оно существует именно так, как нами воспринимается. Этот тезис как нельзя лучше подходит к атмосфере классической игры компании Nintendo «The Legend of Zelda», где главный герой постоянно спасает принцессу Зельду и ее королевство. Попавший в беду волшебный мир оказывается отличной иллюстрацией знаменитой аллегории «мифа о пещере», которая ставит под вопрос понятие истинной реальности.

«Ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности вот какому состоянию… посмотри-ка: ведь люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков». Платон «Государство».

Ницше и Мегамэн

Столкновение науки и морали — отправная точка для сюжета серии игр «Mega Man», где сумасшедший ученый, напоминающий Эйнштейна, мечтает поработить мир с помощью роботов, а другой не менее сумасшедший ученый пытается ему противостоять. С помощью такой нехитрой завязки создатели 8-bit philosophy заводят разговор о Ницше и его представлениях об эпистемологии. Следует ли доверять науке как истине в последней инстанции, сможет ли она объяснить Вселенную и почему ничем не отличается от религии. Перипетии игры «Mega Man» оказываются идеальным плацдармом для объяснений идей немецкого философа.

«Трудолюбие наших лучших ученых, их обморочное прилежание, их денно и нощно коптящая голова, само их ремесленное мастерство — сколь часто смысл всего этого сводится к тому, чтобы намеренно пропустить сквозь пальцы нечто! Наука как средство самоусыпления: знакомо ли вам это?». Ф. Ницше «К генеалогии морали».

Кант и Контра

Во вселенной игры «Contra» двое вооруженных до зубов коммандос спасают планету от инопланетных захватчиков. В «Критике практического разума» Иммануил Кант выясняет, как разум соотносится с нравственностью, каковы критерии подлинно морального поведения и что есть свободная воля. В связке эти два мира отвечают на вопросы, какова роль детерминизма в поведении человека и можем ли мы уподобиться компьютерам. На примере проблемы выбора, кому из игроков взять аптечку, можно понять, чем отличается искусственный интеллект от естественного.

«Моральный закон, коль скоро он формальное определяющее основание поступка через практический чистый разум, коль скоро он хотя и материальное, но лишь объективное определяющее основание предметов поступка под именем доброго и злого, есть вместе с тем и субъективное определяющее основание, т.е. побуждение к этому поступку, так как он оказывает влияние на чувственность субъекта и возбуждает чувство, которое содействует влиянию закона на волю».И. Кант «Критика практического разума».

За продолжением серии следите на канале Thug Notes.