Сегодня нестандартность принимается обществом теплее, чем когда-либо: мы пересматриваем устаревшие представления о норме, таланте, успешности и привлекательности. Но в романтических отношениях многие сталкиваются с прежними страхами — не соответствовать стандартам и оказаться незаметным на фоне более популярных представителей своего пола. Профессор Техасского университета в Остине Пол Иствик и его студентка Люси Хант написали колонку в New York Times о том, почему неканоническим героям не стоит отчаиваться.

Это одна из самых горьких истин любви: очаровательные люди притягивают других очаровательных людей, а остальные — те, кому не хватает привлекательности, харизмы или успешности — останавливаются на наилучшем варианте из тех, кто готов ответить на их призыв. В научной литературе эта идея поддерживается концепцией «ценности партнера», которая определяет, кто с кем может составить пару. В популярной культуре она отражена в телешоу вроде «Холостяка»: смазливые участницы, конкурируют за внимание не менее симпатичного потенциального супруга. Этот искусственный баланс — еще один пример того, что жизнь несправедлива.

Но оправдан ли такой цинизм? В исследовании, которое было опубликовано в Журнале личностной и социальной психологии, предлагаются доказательства в пользу наивного, на первый взгляд, утверждения, что в романтических отношениях ваша индивидуальная привлекательность важнее, чем общепризнанный статус.

Чей-либо статус в качестве потенциального партнера основан на способности людей достичь определенной степени согласия насчет желательных качеств друг друга (люди редко достигают идеального согласия, но в чем-то они все-таки сходятся — например, в том, что мороженое вкуснее домашнего творога). Если женщины сходятся на том, что Дэвид привлекателен (или харизматичен, или успешен), Нил более или менее привлекателен, а Барри — малопривлекателен, Дэвид, Нил и Барри имеют соответственно высокий, средний и низкий статус.

Старая аксиома гласит, что красота в глазах смотрящего. Ее верность подтверждается со временем: когда люди узнают друг друга лучше, у каждого появляется свое конкурентное преимущество

Исследование доказывает, что в том, что касается первых впечатлений, мужчины и женщины достигают определенного единодушия — но только на этом уровне восприятия. На этапе первого знакомства некоторые люди чаще всего привлекают к себе окружающих, другие обычно встречают равнодушие, а третьих в основном избегают. Наиболее востребованные качества — такие, как привлекательность, харизма и успех — признаки отличающие тех, кто состоялся в жизни, от тех, кто нет — уже видны невооруженным глазом.

Но параллельно с этим единодушием существует не менее важная концепция: уникальность. Ее тоже можно измерить. Это то, насколько выше или ниже кто-то оценивает определенного человека в сравнении с его среднестатистическим статусом. Например, если Нил в среднем получает 6 баллов, впечатления разных женщин о нем могут различаться. Ему не удается очаровать Аманду малоизвестными литературными цитатами, и она ставит ему 3 балла. Но Эйлин готова оценить его на 9: она находит его аллюзии очаровательными.

При первом знакомстве единодушие и уникальность вступают в противоречие. Что же побеждает? Отвечая на этот вопрос, необходимо помнить об одном очевидном факте, который, тем не менее, многие недооценивают: большинство людей не заводят романтические отношения, основываясь на первых впечатлениях. Недавнее исследование репрезетативной выборки подростков показало, что только 6% из них начали встречаться сразу после первого знакомства.

У большинства из нас множество знакомых и друзей противоположного пола. И даже если мы не рассматриваем их как потенциальных романтических партнеров, для того, чтобы заинтересоваться некоторыми из них, достаточно правильного момента и искры.

Для одного из исследований мы выбрали 129 гетеросексуальных студентов из нескольких небольших классов колледжа. В начале и конце семестра каждый участник указал, в какой степени студенты противоположного пола наделены привлекательными качествами. Мы обнаружили, что с тех пор, как студенты стали узнавать друг друга лучше, единодушие потерялось и уникальность стала играть большую роль. Через три месяца индивидуальность стала доминировать над единодушием во всех желательных качествах: привлекательность, живость, теплота, потенциал и даже возможность обеспечить счастливые романтические отношения.

Старая аксиома гласит, что красота в глазах смотрящего. При первом знакомстве она не подтверждается: единодушие в критериях привлекательности создает пропасть между популярными индивидами и аутсайдерами. Но ее правота проявляется со временем: когда люди узнают друг друга лучше, у каждого появляется свое конкурентное преимущество. Если вы сомневаетесь в своем статусе, воспряньте духом. Все, что вам нужно — чтобы окружающим хватило терпения узнать вас получше.