Что такое страх? Каковы механизмы возникновения тревоги, и как они связаны со сказками, триллерами и фильмами ужасов? Где проходит грань между страхом и фобией? Об этом и многом другом расскажет кандидат психологических наук Илья Плужников в рамках «Популярного лектория» 21 мая в 19:30 в DI Telegraph.

Илья Плужников

кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Если раньше считалось, что страх возникает в экстремальных ситуациях, при наличии неблагоприятных условий, незнакомой обстановки, а тревога есть симптом невроза, то сейчас становится очевидным, что страхи и тревоги настолько плотно вошли в нашу повседневную жизнь, что, при всех негативных последствиях, следующих за ними, они действительно стали ее частью.

Это уже не те (вернее не только те) страхи, которые роднят нас с животными. Это новые страхи, которые, с одной стороны являются «окультуренными» биологическими страхами (страх боли, змей, темноты), а с другой — страхами, которые фактически полностью представляют собой продукты культуры и не имеют прямых эволюционных корней (страх полета в самолете, «ringxiety» — тревога ожидания звонка мобильного телефона, страх отключения интернета).

Современная (преимущественно западноевропейская, но не только) культура со своим бешеным ритмом провоцирует эскалацию тревоги и напряжения, предъявляя нереалистичные требования к обычному человеку, которые транслирует со страниц глянцевых журналов и телевидения. Путь к заоблачно высокой планке сопровождается тревогой и страхом падения с уже достигнутых высот.

Тем не менее, не стоит думать, что если страхи современного человека не имеют прямых и очевидных эволюционных источников, они сваливаются как снег на голову, стоит нам лишь только переехать из деревенской глуши в мегаполис. Страх имеет свою историю и это история индивидуального развития субъекта. Следы ранних детских страхов, как показывают современные психоаналитические и экспериментально-психологические исследования, в значительной степени обуславливают развитие личности во взрослом возрасте и более того, именно детские страхи являются тем сырым материалом, из которого создаются сказки, фантастические истории, художественные фильмы и другие произведения искусства.

Зачем современной культуре игры со страхом? Какие основные формы страха есть у современного человека? Надо ли бояться? Как бороться со страхами? Или может вопрос следует переформулировать — как правильно бояться? Все это на лекции…