Когда студенты набирают лекционные материалы на лэптопе, а не записывают ручкой в тетрадь, информация усваивается гораздо хуже — выяснили ученые. Кажется, что рукописные конспекты все же имеют смысл — особенно при решении специфических учебных задач. T&P перевели текст немецкого журнала Süddeutsche о вреде гаджетов для восприятия информации.

Ранее исследователи концентрировались на феномене многозадачности, с которой сталкиваются студенты при использовании компьютеров на учебе. Однако новые исследования демонстрируют, что даже когда техника используется исключительно в учебных целях, она по-прежнему негативно сказывается на способностях к обработке информации.

Лекционные аудитории в университетах сегодня напоминают компьютерные центры. Многие студенты записывают лекции в свои ноутбуки — если они, конечно не сидят в это время на фейсбуке или не отвлекаются как-то еще. Но даже если аудитория концентрируется на предмете лекции и намерена записать слова преподавателя, приходится платить за пользование гаджетами: после лекции эти люди будут менее эффективно работать с содержанием конспекта, нежели те, кто писал все от руки.

Исследователи из Принстона и Калифорнийского Университета попросили испытуемых записывать различные доклады: одна группа делала это при помощи компьютера, вторая — по старинке. После ученые проверили испытуемых при помощи различных задач. Если в задачах требовалось только повторение произнесенных лектором фактов, результаты были почти одинаковы. Однако группа, пользующаяся ноутбуками, значительно хуже справилась с обработкой информации.

Авторы исследования убеждены, что написание текстов от руки стимулирует когнитивную работу мозга, поскольку запись лекций на ноутбук позволяет дословно фиксировать большие массивы текста, а при записи ручкой на бумаге человеку требуется попутно обрабатывать информацию, выкидывая лишнее и компилируя необходимое.