Может ли склонность нации к демократии или деспотизму объясняться пищевыми предпочтениями? Авторы недавнего исследования, опубликованного на Science 2.0, утверждают, что психологические различия между жителями разных регионов зависят от доминирующей земледельческой культуры. T&P публикуют основные тезисы статьи.

Психологи утверждают, что наконец-то нашли прозаическое объяснение культурным различиям между склонным к коллективизму Востоком и превозносящим индивидуализм Западом: все дело в питании. Ученые провели исследование на примере Китая, сравнив северные и южные регионы. Они разделены Янцзы, самой большой рекой Китая, которая с запада на восток течет через всю огромную страну. Люди на севере исторически считаются более агрессивными и независимыми, в то время как южане более склонны к сотрудничеству и чаще проявляют зависимость друг от друга.

«Иногда это соотносят с разницей в климате между теплым югом и холодным севером. Но выясняется, что разница между разными регионами куда сильнее и связана с тем, что люди тысячелетиями выращивали на своей земле», — объясняет Томас Талхельм, один из авторов статьи и аспирант университета Виргинии (США).

Основная земледельческая культура юга — рис, а рисоводство — чрезвычайно трудоемкий и долгий процесс: от посадки и до сбора урожая риса проходит в два раза больше времени, чем в случае пшеницы. Кроме того, почти весь рис выращивается на искусственно орошаемых землях, которые требуют постройки плотин, каналов и постоянного обслуживания, что заставляет фермеров, выращивающих рис, объединять усилия.

«Рис обеспечивает экономические стимулы для сотрудничества, и с каждым поколением люди, его выращивающие, становятся более взаимозависимыми»

С другой стороны, для полива пшеницы, основной культуры севера, вполне хватает дождевой влаги. А поэтому фермеры здесь более самостоятельные, что приводит к независимому мышлению, которое заметно повлияло на культуру в этих регионах. Эта идея пришла в голову Талхельму после четырех лет, проведенных в Китае. Впервые он приехал в страну в 2007 году в качестве преподавателя английского в городе Гуаньжоу, что на рисовом юге. Год спустя он поехал в Пекин, на север. И уже в первой своей поездке заметил, что люди там более самодостаточные.

Затем он вернулся в страну уже как аспирант университета Виргинии. «Я был почти уверен, что различия между севером и югом Китая, которые я видел, реальны, но я понятия не имел, в чем их причины. Вскоре я обнаружил, что река Янцзы, которая помогает разделять диалекты китайского языка, примерно так же отделяет друг от друга и регионы сельского хозяйства на рисе и пшенице», — рассказывает Талхельм.

Он стал разбираться в антропологических данных и узнал, что традиции выращивания риса или пшеницы в разных регионах уходят своими корнями еще в деревни доисторических времен, что, конечно, может внести свой вклад в развитие разных образов мышления. «Идея состоит в том, что рис обеспечивает экономические стимулы для сотрудничества, и с каждым поколением люди, его выращивающие, становятся более взаимозависимыми, в то время как общества, где люди не так сильно завязаны друг на друге, больше склонны к свободе индивидуальности», — говорит Талхельм.

В исследовании, которое он провел вместе со своими китайскими коллегами, было опрошено 1162 студента колледжей на юге и севере страны, а также в областях, прилегающих к границе раздела зон «Рис» — «Пшеница». Ученые обнаружили, что северные китайцы действительно более самостоятельны и склонны к аналитическому мышлению, в чем похожи на западных людей. В это же время южане обладают целостным мышлением и очень преданы друзьям, что, как показали исследования, является общей чертой и в других рисоводческих нациях Восточной Азии, таких как Япония и Корея.