Молитва вместо скорой помощи? Душеспасительные слова и благословение действительно могут помочь в лечении болезней, утверждает Вольфганг Эрнст в своей новой книге «Заклинания и благословения. Прикладная психотерапия средневековья». T&P приводит выдержки из книги по материалам журнала Süddeutsche.

До сих пор в мире распространено благословение святого Власия. В католических регионах оно выдается раз в год, как правило, 2 февраля на Сретение Господне. Священник одной рукой держит две свечи перед гортанью прихожанина, а другой крестит его и произносит молитву: «Заступничеством святого Власия, епископа и мученика, да освободит тебя Бог от болезней гортани и любого иного зла». Молитва действует ровно один год. Если, конечно, действует.

Вольфганг Эрнст объясняет, что в некоторых случаях даже простое произнесение имени Власия может повлечь за собой положительный эффект для лимбической системы головного мозга — разумеется, только для людей, знающих о Власии и его истории.

Люди, живущие в католических регионах Германии — например, в Верхней Баварии, — часто становятся свидетелями того, как по пятницам, когда разрешено есть только рыбу, люди давятся рыбьими косточками. Все видевшие это, почитают молитву святого Власия: сначала человек начинает хрипеть, его лицо становится синим, затем его кладут на стол и набивают рот белым хлебом. В то время как вся семья колотит его по спине, чтобы выбить кость, какая-нибудь бабушка совершенно спокойно начинает рассказывать историю о святом Власии, который спас ребенка, подавившегося костью. Без паники — в этот момент потерпевший и получает благословение святого Власия и мгновенно выплевывает кость.

Человек смог выжить. Этому есть чисто физиологическое объяснение. Точнее, неврологическое: острый стресс в чрезвычайно ситуации способствует секреции гормона кортизола, который помимо прочего усиливает внушаемость и эффективность воображения, пишет Эрнст. Такая прикладная средневековая психотерапия действительно работает. История святого, которую выслушал пострадавший, полезнее, чем можно было бы изначально предположить.

«Убийственный абсурд: 7 самых странных способов лечения в истории медицины»

Можно взять еще один пример: благословение от лихорадки, возникшее, по легенде, благодаря семи отрокам в Ефесе. Легенда гласит, что семеро отроков были заживо замурованы в пещере римским императором Децием за отказ поклоняться языческим богам. Спустя 200 лет крестьянин разрыл пещеру, чтобы использовать ее в качестве загона для овец и обнаружил семерых людей, мирно спавших внутри.

В IX веке эта легенда распространяется на севере Франции, а в кодексе Регенсбургского монастыря св. Эмермана легенда становится благословением для лечения лихорадки и озноба. Как и семеро мучеников, больные лихорадкой после благословения должны почувствовать себя «словно дети в материнской утробе покоящиеся, боли и смерти не чувствующие». Вольфганг Эрнст прослеживает свидетельства применения благословения вплоть до XVI века. Ловкий трюк? Возможно, однако очевидно, что он оказывал полезное воздействие. Неврология называет это нарративной терапией, в случае применения уменьшающей температуру и оказывающей обезболивающее воздействие.

Существовали благословения, призванные облегчить боль при менструальных кровотечениях и переломах или даже вылечить зубную боль и эпилепсию. Заговор от расстройств сна звучит почти как ритуал экзорцизма: «Заклинаю вас, эльфы и все разновидности демонов, чтобы вы отошли от раба Божьего N». Благословения и заговоры, подобные этим, как минимум, являлись сопутствующим основной терапии методом релаксации.

Может это и работало в древности, но современный просвещенный человек, скажут многие, уже не поддастся средневековому волшебству: ранее люди верили в него, а сегодня стали умнее. Однако такой тезис является ложным. «Мозг наших предков в средневековье работал абсолютно также, как и сегодня», — пишет Эрнст. Мозг верующих в бога людей работает тем же образом, что и мозг атеистов.

Так как в Средневековье религия определяла жизнь людей, все так или иначе еще могли перечислить имена всех семерых заточенных отроков и наизусть знали Библию, они имели в распоряжении орган восприятия, отсутствующий у представителей светского общества. Такое восприятие, основанное на знании священного писания, позволяло успешно обрабатывать текст благословений на нейронном уровне. Врачи Средневековья абсолютно законно верили в психосоматический эффект произнесенных слов.