Среди работ Джейн и Иена — видеоклипы, снятые для современных музыкантов, перфомансы-копии известных концертов, звуковые инсталляции, использующие современные акустические технологии. Последним их проектом стал полнометражный фильм о музыканте, писателе и сценаристе Нике Кейве — документальная драма «20 000 дней на Земле», показ которой откроет Beat Film Festival. В среду 28 мая в рамках фестивальной программы «Talks» Джейн и Иен покажут несколько других своих работ и расскажут о том, как пришли к поэтической биографии рок-иконы из любви к эстетике музыкальных клипов. T&P решили рассказать о некоторых проектах британских художников.

Воссоздание опыта: концерты Боуи и группы The Cramps

Сюжет альбома со слов Боуи: в условиях нехватки природных ресурсов и близящегося конца света рок-музыкант Зигги придумывает «звездного человека», который должен спасти агонизирующий мир. Истощенные люди хватаются за эту надежду, превращая Зигги в духовного лидера. Но воспеваемые им «звездные люди» — случайные гости на Земле: им не интересен наш мир, и они не могут помочь нам. Будучи анти-материей, они разрывают Зигги на куски на сцене во время песни «Rock'n'roll Suicide», чтобы материализоваться.

Альбом Дэвида Боуи «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars» вышел в 1972 году, в год рождения Иена и за год до рождения Джейн. Этот альбом и специально подготовленная для него концертная программа стали одним из самых важных событий массовой культуры 1970-х: здесь присутствует и критика института поп-идолов, и рефлексия самого Боуи относительно своего статуса рок-божества, и исследование выразительных возможностей музыки и живого выступления, и откровенная провокационность, размывающая консервативные понятия сексуальности. Мифотворческий гений Боуи вдохновил Джейн и Иэна, уже выпускников Goldsmiths College и начинающих художников, на исследование феномена искусственности и обмана как социального и эмоционального катализатора. В 1998 году при поддержке лондонского Institute of Contemporary Art они заново срежиссировали одно из живых выступлений Зигги Стардаста, проект получил название финальной песни с альбома — «Rock’n'Roll Suicide». При помощи музыкантов, актеров и работавшего с Боуи костюмера они восстановили концерт до мельчайших деталей, по сути, создавая подделку подделки. Боуи удалось создать один из самых долго живущих мифов о рок-н-ролле и соответствующем ему образе жизни; работа Джейн и Иена — экскурсия к величественным руинам памятника самому себе, воздвигнутого и разрушенного музыкантом на принадлежащей ему сцене.

Одним из следующих проектов Джейн и Йена стало воссоздание съемки концерта панк-группы The Cramps 1978 года в психиатрической клинике города Напа, штат Калифорния — проект получил название «File Under Sacred Music». На концерте, кроме музыкантов и слушателей-пациентов, присутствовала съемочная группа, которой удалось запечатлеть все выступление на одну из первых аналоговых видео-камер Sony Portapak. Долгое время копии этой записи оставались коллекционной редкостью и распространялись в интернете за большие суммы денег — само изображение приобрело легендарный статус, во многом подменив собой исторический факт выступления. И именно воссоздание этого артефакта заинтересовало художников. Черно-белое изображение низкого качества транслировало неподдельную энергию и «живость» события гораздо успешнее, чем в наше время с этим справляется цифровая высококачественная картинка — большинство событий даже не ощущаются происходящими на самом деле, кажутся безжизненными.

«Позиция Иэна и Джейн проста: они активируют поле события и с ним вместе поля эстетики, дискурса, этики, идеологии и чего угодно еще»

Пригласив участников одного из лондонских благотворительных учреждений, занимающихся развитием творческих способностей у людей с нарушениями психики, а также музыкантов, съемочную группу, журналистов и критиков, Джейн и Иэн создали все условия для досконального воссоздания выступления группы. После тщательного изучения записи, художники составили четкие посекундные инструкции для всех участников, кроме слушателей. По словам одного из критиков, присутствовавших на концерте, позиция Иэна и Джейн проста: они активируют поле события и с ним вместе поля эстетики, дискурса, этики, идеологии и чего угодно еще. Художники не «разрабатывают» эти поля и уж тем более не пытаются кого-то «вылечить» с помощью своего концерта: им не интересно навязывать свое собственное понимание тех вопросов, которые возникают при столкновении с их работой, эти вопросы просто «проигрываются» заново — такими же неразрешенными как и в оригинале.

Аудиовизуальные инсталляции: на стыке науки и мифа

В конце XIX —начале XX века среди европейцев резко возрос интерес к сверхъестественному в разных его проявлениях: подсознательные процессы, мистические доктрины, еще не исследованные возможности человеческого мозга вроде телепатии захватили умы многих людей. Иллюзионисты, медиумы, астрологи и гипнотизеры стали настоящими супер-звездами своего времени. Братья Айра и Уильям Дэвенпорты обрели известность на волне раннего спиритуализма благодаря своим опытам по установлению контакта с умершими — в их представлениях использовался так называемый «спиритический шкаф», с помощью которого они якобы и выходили на связь с сущностями погибших людей. При этом, сами братья никогда не заявляли, что являются медиумами или приверженцами спиритуализма, они оставляли за публикой право на собственную интерпретацию происходящих на их сеансах событий.

Возможно, именно эта характеристика «открытого» опыта привлекла внимание Джейн и Иена, их проект «Silent Sound» во многом вдохновлен представлениями братьев Дэвенпортов. Сотрудничая с экспертом в области акустического вооружения, в прошлом работавшего на британское Министерство Обороны, и группой звукоинженеров, Джейн и Иен сконструировали звуконепроницаемую кабину, отдаленно напоминающую тот самый «спиритический шкаф». Эта кабина, согласно аннотации события, была способна трансформировать произносимые в ней слова в воздействующее на подсознание послание. Представление проходило в концертном зале при участии живого оркестра, играющего специально написанную музыку. Восприятие этой мощной смеси перфоманса, музыкального произведения и психологического эксперимента зависело в первую очередь от убеждений, верований и воображения публики: разум зрителя становился центром происходящих событий.

Отправной точкой для проекта «Radio Mania: An Abandoned Work» стал первый в истории трехмерный немой фильм 1922 года «The Man From M.A.R.S.», снятый для демонстрации возможностей стереоскопической кинематографической системы «Teleview», разработанной Лоуренсом Хаммондом. После 24 дней в прокате и сам фильм и «Teleview» оказались забыты. «Radio Mania» — это частично фильм, частично репетиции, заснятые с помощью современных аудиовизуальных 3D-технологий. Джейн и Иен рассказывали, что хотели создать работу, которая бы переносила зрителя прямо в центр событий и изменяла его восприятие реальности. Эта инсталляция находится в серой зоне — между театральностью сцены и кинематографической иллюзией, на границе добавленной реальности и галлюцинации.

Ник Кейв и «20 000 дней на Земле»

Сотрудничество художников с Ником Кейвом началось в 2008 году, с создания первого в карьере Джейн и Иена музыкального клипа для песни «Dig, Lazarus, Dig!!!» группы Nick Cave & The Bad Seeds. Позже они участвовали в создании 3D-аудио версии его второй книги «The Death of Bunny Munro», а также стали режиссерами сериала, состоящего из 14 сорокаминутных фильмов и приуроченного к выходу пятнадцатого альбома группы.

Вдохновившись энергией и творческой активностью Кейва, художники долгое время вынашивали идею создания фильма-биографии. Заверив его в том, что фильм не станет очередной банальной эпопеей или скучным повествованием в документальном формате «говорящих голов», Джейн и Иен смогли убедить его участвовать в этом проекте — Кейв не только сыграл в фильме самого себя, но и стал со-автором сценария. Джейн и Иен говорят в интервью, что вообще не чувствовали себя обязанными рассказывать «историю Ника Кейва», им хотелось не пересказывать факты его биографии, а сохранить верность духу творчества мастера-рассказчика, сплетающего правду и вымысел, переписывающего мифы и создающего новые городские легенды.