В постоянной рубрике на T&P студенты, уехавшие учиться за границу, рассказывают о разнице в подходе к обучению и делятся впечатлениями от перемены обстановки. Татьяна Третяк получила стипендию престижного Университета Коммерции им. Луиджи Боккони и уехала в Милан, где пишет маркетинговые планы для компаний и наслаждается международной атмосферой.

Татьяна Третяк, 21 год

— Где и чему ты учишься? Как получилось, что именно здесь?

— Я изучаю маркетинг в двухгодичной магистратуре университета Боккони — одном из ведущих университетов Европы в сфере бизнеса и экономики. Два с половиной года назад я приехала сюда на семестр по обмену. Мне понравилось все: люди, процесс образования, город, культура. Я вернулась в Россию с твердой уверенностью — сделаю все, чтобы снова учиться в этих стенах. А когда узнала о стипендии для иностранных студентов, это стало дополнительной мотивацией.

— Расскажи о процессе поступления.

— Подача документов начинается в начале декабря — существует несколько раундов с ежемесячными дедлайнами. Большинство стипендий распределяется в первых раундах, поэтому чем раньше подашь документы, тем больше шансов ее получить. Для зачисления необходимо предоставить выписку с оценками из диплома, резюме, сертификат о знании английского, результат GMAT, копию паспорта и заплатить application fee в 100 евро. Рекомендации необязательны, но помогут придать заявке больше веса.

Думаю, я не открою Америку, если скажу, что самая сложная ступенька — это сдача GMAT. В Боккони принимают даже со средним баллом. Другое дело — получение стипендии. Они бывают двух типов — грубо говоря, для тех, кто очень умный (merit-based scholarship), и для тех, кто просто умный, но бедный (need-based scholarship). Первая стипендия освобождает от оплаты обучения на первый год обучения, и вам гарантировано бесплатное место в общежитии — чтобы стать одним из счастливчиков, за GMAT нужно набрать не менее 680 баллов из 800. Получение этой стипендии накладывает и определенные обязательства: чтобы продлить ее на второй год, средний балл за первые два семестра должен составить 27 из 30. Если же балл за GMAT меньше 680, но в целом портфолио хорошее, то есть шанс на вторую стипендию. Она покроет стоимость обучения — чтобы продлить ее на второй год, нужен средний балл поменьше — 26 из 30. Обычно эту стипендию получают студенты из Восточной Европы и Индии, чьи семьи не могут платить за обучение свыше десятка тысяч евро в год.

Я очень надеялась на первую стипендию и готовилась к GMAT несколько месяцев. Мы занимались вместе с подругой и следили, чтобы во время процесса никто из нас не отвлекался. В первый раз я сдала тест на 650 баллов и решила потратить на подготовку еще месяц. Увидев результат второй попытки, я была потрясена — те же 650 баллов ровно с тем же соотношением в вербальной и математической части. Время шло, и других вариантов не оставалось — я подала документы на вторую стипендию. Через два месяца мне пришло письмо с уведомлением о ее получении.

— Какие воспоминания остались от учебы в российском вузе?

— Я окончила Высшую школу менеджмента (ВШМ) СПбГУ. Из всех моих решений, связанных с образованием, это кажется мне самым правильным. Учиться было нелегко: в школе я стабильно значилась отличницей, в ВШМ — уже середнячком. За четыре года учебы я очень сильно выросла. В рамках программы «Международный менеджмент» студентам давалась возможность отучиться семестр за рубежом в одном из партнерских университетов. Чем выше позиция в рейтинге (основывается на текущих оценках), тем больше шансов уехать в школы твоего приоритетного выбора. Со мной тогда случилась романтическая история, и я целенаправленно захотела в Италию. С героем истории в итоге не сложилось, но я ни на секунды не жалею, что оказалась именно в Италии и именно в Боккони.

— Над чем ты сейчас работаешь?

— В рамках моей магистерской программы три специализации: бизнес-коммуникация и медиа, дистрибуция и розничная торговля, продакт-менеджмент. Специализация выбирается на второй год обучения, я собираюсь на продакт-менеджмент, а магистерскую скорее всего свяжу с интернет-маркетингом или инновациями.

Если в России многие стараются пораньше окончить университет и построить карьеру, то здесь никто особенно никуда не торопится — как с написанием диплома, так и со сдачей экзаменов. На сдачу экзамена дается две попытки в каждом семестре — при желании его можно и вовсе перенести на следующий год. Когда я искала различные привилегии для студентов, то удивилась, что в Италии они распространяются на людей до 26 лет — до этого возраста человек считается студентом. К слову, известный блоггер Кьяра Феррани (The Blonde Salad) изучает в Боккони юриспруденцию на смешанной пятилетней программе бакалавриата и магистратуры. Времени на учебу ей не хватает — она постоянно откладывает экзамены и числится в университете вот уже лет восемь. За это студенты Боккони ее не любят, считают, что она «позорит» университет в глазах общества.

— Как проходит процесс обучения? Опиши свой стандартный день.

— В большинстве случаев учебный день начинается в 10:30 и заканчивается в 17:00. В самом университете задерживаешься гораздо дольше — на магистерской программе много групповых проектов. В России они тоже были, но «весили» примерно 10–15% от общей оценки, в то время как здесь составляют 50–60%. За последнюю неделю перед сдачей их не сделаешь. Студенты относятся к таким проектам очень серьезно — собираются в библиотеке после занятий или ходят в гости друг к другу по воскресеньям, когда она закрыта, чтобы устроить обсуждения.

Темы проектов абсолютно разные. Например, недавно нам нужно было подготовить стратегический план по маркетингу для компании — моей группе по лотерее выпало писать про B2B-рынок. Одногруппник предложил исследовать Qualcomm — компанию, которая занимается изготовлением микропроцессоров для мобильных телефонов и планшетных компьютеров. В следующие два с половиной месяца моя жизнь превратилась в изучение рынка микропроцессоров. Когда пришло время оценивать издержки на изготовление процессора (в открытом доступе этой информации не было), мы попытались раздобыть эти сведения у самой Qualcomm, но большие компании далеко не всегда удостаивают ответом. Поэтому пришлось по Википедии изучать, как изготавливается процессор, какие в нем детальки и кто их производитель, а потом вручную вести подсчеты.

Подход лекторов к занятиям довольно креативен. В прошлом семестре мы с одногруппниками довольно часто жаловались на молодую преподавательницу по «поведению потребителей». Нам не нравилось, что инструкции к заданиям расплывчатые, и было непонятно, как она оценивает — всем ставились хорошие оценки, несмотря на качество работы. На последнем занятии профессор открыла секрет, что все это было сделано специально. Весь семестр мы работали над серией коротких заданий, общей целью которых было изменение поведения людей касательно чего-либо. А в это время профессор проводила эксперимент на нас. Текущим поведением класса было нежелание задавать вопросы во время и после лекции, отсутствие мотивации к обсуждениям в классе и концентрация на оценке по экзамену, а не знаниях. Именно поэтому задания были расплывчатые — чтобы мы привыкали задавать вопросы и писать письма с вопросами. Поэтому вся вторая часть курса была в форме кейсов — чтобы мы привыкали к обсуждению в классе. И, наконец, поэтому все получили максимум за короткие лабораторные — чтобы мы больше думали о текущей работе, а не об экзамене. Мы обвиняли профессора в отсутствии профессионализма, а на самом деле благодаря ей меняли свои академические привычки с плохих на хорошие.

По каждому курсу хотя бы один раз в семестр проходит гостевая лекция от представителей бизнеса. Самая запоминающаяся из гостевых лекций была на паре по бренд-менеджменту. Ее читал партнер итальянского подразделения Saatchi&Saatchi: рассказывал о подходе компании к брендингу, показывал очень много вдохновляющих роликов и рассказывал, каких ошибок стоит избегать.

Боккони — самый дорогой университет Италии. Год обучения в нем обойдется в 12 000 евро. Для сравнения, в государственном вузе — всего 600 евро. Для итальянцев единственный способ показать, что деньги на обучение потрачены не зря — это получение хороших оценок. Итальянцы составляют основную долю от числа моих одногруппников — как правило, это те, кто хочет получить качественное образование на английском языке, не выезжая за пределы страны. Неевропейцев всего два — я и мальчик из Турции, с которым мы часто плачемся друг другу в жилетку по поводу получения вида на жительство или оформления документов на стажировку.

Стажировка — обязательная часть программы. За два года нужно пройти одну: двенадцать недель в Италии или десять — за ее пределами. Российским студентам найти что-то стоящее часто оказывается сложнее — в первую очередь рассматриваются кандидаты с европейским паспортом. У нас довольно часто устраиваются Дни карьеры, но часто они похожи на большую гонку — в университете около 10 000 человек и практически все они приходят сюда одновременно. К каждой компании выстраиваются очереди из двадцати человек, чтобы обсудить возможности трудоустройства — пробиться сквозь такую толпу непросто. Но есть еще Дни карьеры по отраслям и внутренний сайт для студентов и выпускников, где публикуются вакансии компаний. За три месяца после выпуска трудоустраиваются около 96% выпускников. 1% идет дальше на PhD. Уже после шести месяцев трудоустроены 99%. Словом, работу находят все, другой вопрос — где. После Боккони у многих очень высокие зарплатные ожидания, которые не всегда соответствуют реалиям рынка.

— Кто твой самый любимый профессор?

— Мой любимый профессор — Борис Дурисин. Его имя может ввести в заблуждение, но он швейцарец. Преподает в ESCP в Париже, а к нам приезжает дважды в неделю, чтобы прочитать лекцию об инновациях в продукции и создании новых рынков. Вместо того чтобы давать теорию и модели из учебника, Борис специализируется на примерах из собственной практики. Кроме преподавания он занимается консультированием по вопросам инноваций и часто рассказывает истории о том, как оцениваются стартапы или инновационные проекты в компаниях. Еще он очень часто рассказывает шутки про Швейцарию и из принципа не пользуется смартфоном.

— Как организована внеучебная деятельность в университете?

— У нас есть отдельная организация внутри университета, которая занимается IT-образованием (ECDL) и организует компьютерные курсы. Для бакалавров они обязательны, для магистров — нет, но каждый семестр нам предлагается по пять-шесть дисциплин на выбор: веб-маркетинг, продвинутый Excel для финансистов и другие. Все они бесплатны и проходят вечером, в свободное от основной учебы время, по окончании выдается сертификат. Классы большие — в одном может собраться около 100 человек.

Организация Campus Life устраивает дополнительные курсы: от моды до мировой политики — что-то, не связанное напрямую с учебой, но позволяющее расширить кругозор. В университете часто проходят театральные постановки. Есть свое радио и телевидение — каждый семестр ребята снимают молодежные серии. До поступления я часто смотрела их на Youtube, пытаясь прокачать свой итальянский. Теперь хожу по кампусу и периодически встречаю людей, лица которых запомнились по сериалу.

Я состою в ассоциации русскоговорящих студентов. Кампус большой — наткнуться на соотечественников просто так сложно, поэтому участие в специальных мероприятиях помогает расширить круг русскоязычных друзей. Во время Олимпиады мы устраивали ужины в русских ресторанах, поддерживая наших спортсменов, а недавно организовали гостевую лекцию от Лаборатории Касперского про безопасность в интернете на индивидуальном и государственных уровнях.

— Какое главное знание или умение тебе удалось вынести во время учебы?

— Я поняла, что значит важность первого впечатления. Когда начались групповые проекты, сперва было сложно понять, с кем в команде ты хочешь работать, ведь ты не знаешь ни человека, ни то, насколько ценным членом команды он окажется. Поэтому было важно произвести хорошее впечатление на одногруппников с первых же занятий. Кроме того, я научилась планировать свое время — когда пять групповых проектов и по всем разные команды, рано или поздно этот навык приходит.

— Где ты сейчас живешь?

— Студентам, которые не могут похвастаться высоким доходом, можно получить скидку на проживание в общежитии недалеко от университета. Желающих много, а мест мало — выстраивается рейтинг по доходам: чем ниже доход, тем выше ты в рейтинге. Комнату я получила только за три дня до отъезда. Обходится она мне в 350 евро в месяц — эта цена равнозначна той, которую я могла бы заплатить за комнату на двоих на окраине города. В моем блоке четыре комнаты, общая кухня и две ванные комнаты. Соседи — итальянцы, но пересекаемся мы редко. Для тех, кто располагает средствами и хочет жить в более комфортных условиях, аренда квартиры в шаговой доступности от университета обойдется в 900 евро в месяц.

—Дорого ли жить и учиться?

— Милан — один из самых дорогих городов Италии. Если не брать в расчет аренду жилья, чтобы покупать продукты, 2–3 раза в месяц ходить в ресторан и столько же раз — в клуб, съездить раз в месяц в какой-нибудь итальянский город на поезде или слетать в другую европейскую страну бюджетными авиалиниями, 650 евро должно хватить. Питание в университетской столовой вкусное, но довольно однообразное — паста, пицца, местный сэндвич панини… После двух-трех недель такое меню надоедает, поэтому я предпочитаю готовить сама.

— Какие у тебя дальнейшие планы?

— В долгосрочной перспективе я хотела бы работать в Европе в IT-компании — у многих из них есть офисы в той же Италии. Этим летом я еду на три месяца во Вроцлав, Польшу, стажироваться в Google в отделе поддержки малого и среднего бизнеса. В прошлом и позапрошлом году я подавала резюме на эту же программу стажировок, но не проходила даже этап скриннинга. Так что я верю, что результаты от магистратуры в Боккони видны уже сейчас и дальше будет только лучше.