Краудфандинг открывает перед энтузиастами заманчивые перспективы, но даже самый интересный проект не всегда способен набрать необходимую сумму — в том числе и из-за неправильной работы с аудиторией. T&P попросили ведущего менеджера проектов Boomstarter Юрия Лисова составить список ошибок начинающего краудфандера и привести примеры их успешного использования в России.

Поделитесь историей


Объясните, почему пользователи должны помочь именно вам — чем ваш проект отличается от других и в чем его сверхзадача. Хороший пример — научно-популярная книга «Быть дельфином». Обратите внимание, авторы не просто рассказывают о своем проекте, а описывают всю историю его создания. Прочитав этот текст, вы проникаетесь энтузиазмом исследователей и понимаете важность издания именно этой книги.

Составьте «дорожную карту»


Нужно максимально продвигать ваш пост, просить других делиться информацией о вас в социальных сетях. Причем просить нужно не репостов и лайков, а денег! Это очень важный психологический момент. Продвижение готовьте заранее, потому что публикации в СМИ обычно расписаны на несколько дней вперед. К тому же, получив предварительные договоренности, вы получите «дорожную карту» и будете четко видеть, кто и когда будет писать про ваш проект.

Обновляйтесь чаще


Постоянно обновляйте вашу заявку, пишите о том, над чем вы работаете, благодарите людей, которые вам помогли. Рассказывайте о том, сколько вы собрали и описывайте отложенные цели: «если мы соберем больше, мы сделаем еще и это». Раз в три дня обновляйте посты в социальных сетях — важно, чтобы они были разнообразными, а не сделанными под шаблон. Ваше хорошее настроение и вера в успех убедят спонсоров, что проект достоин денег. Даже если финансирование идет не очень хорошо, все равно не унывайте: всегда есть поводы для хорошего настроения, главное — захотеть их найти.

Визуализируйте цели


Объясняйте как можно конкретнее, что вы будете делать с деньгами, которые вы хотите собрать, — в этом помогут иллюстрации. Например, команда фрегата «Штандарт» разбавила текст фотографиями корабля и команды, сделала инфографику сбора денег и даже заголовки оформила картинками.

Используйте видеокамеру


Записывайте видеообращения для своей аудитории и вставляйте их в заявку. Зачем? Потому что короткий ролик намного информативней длинного текста. Потому что ваша харизма может стать для многих решающим доводом в пользу финансирования. Потому что так вы знакомитесь со спонсорами, а они, как и все нормальные люди, помогают тем, кого хорошо знают. Вот Андрей Тарусов, например, все правильно сделал: в ролике есть история проекта, виден автор и понятно, на что пойдут деньги. Но не стоит снимать видео на мобильный на фоне кухонных обоев или выключателя в вашей комнате. Но если нет возможности снять нормальный ролик, не отчаивайтесь: «Акватилис» собрали 2 миллиона рублей и без видео.

Выражайте благодарность


Придумайте 5 видов вознаграждений — если люди помогают вам, вы должны предложить им что-то взамен. Если вы собираете деньги на фильм, это может быть CD с фильмом, приглашение на закрытый показ, имя в титрах, маленькая роль в самом фильме. Но если вам совсем нечего предложить, не высасывайте из пальца — сделайте столько вознаграждений, сколько реально сможете отдать — например, как авторы проекта «28 Панфиловцев». Придумывайте новые вознаграждения, когда вы набрали требуемую сумму и продолжаете собирать средства или просто в процессе сбора средств. Если вы вводите новые вознаграждения, следите за тем, чтобы старые спонсоры не остались обделенными.

Оставайтесь на связи


Обязательно оставляйте свои контакты в социальных сетях и не только, чтобы люди могли выйти на вас и поговорить лично. Обращайтесь к пользователям в социальных сетях адресно и по имени в личных сообщениях. Если вы «интровертный интроверт», найдите человека, который будет общаться со спонсорами. Краудфандинг — это финансирование коллективное, и работа с аудиторией будет занимать много времени.

Конкретизируйте будущее


Не назначайте очень большую денежную сумму для сбора, пусть это будет 100 000 — 200 000 тысяч рублей. В описании к вашему проекту распишите отложенные цели, напишите, что вы будете делать, если наберете больше запрошенной суммы, как потратите эти средства. Но не пишите «если мы соберем больше денег, то сделаем проект еще лучше». Балом правит конкретика: «Если мы соберем 100 000 рублей, мы закажем саундтрек у композитора Иванова, если соберем 150 000 — саундтрек выйдет отдельным диском. 200 000 помогут нам увеличить длительность фильма на 15 минут, а если мы соберем 500 000, то все спонсоры получат подарочные диски с фильмом в дополнение к стандартным вознаграждениям».