Еще один способ получать знания и навыки — это устроиться на стажировку в профильную компанию. Чем занимаются такие интерны: приносят кофе или получают реальный практический опыт работы? Платят ли за это деньги и есть ли смысл тратить свое время? На эти и другие вопросы T&P отвечают в рубрике «Первый опыт». Анна Биткина прошла стажировку в арт-институции Artangel, где общалась с британскими художниками, курировала интересные арт-проекты и наслаждалась жизнью в колоритном районе Лондона.

Анна Биткина

Род занятий: куратор современного искусства, директор арт-организации Творческое объединение кураторов ТОК (Санкт-Петербург)

Место стажировки: арт-организация Аrtangel

Город: Лондон

Срок стажировки: 4 недели

Обязанности: знакомство с деятельностью организации, работа в архиве, изучение информации о реализованных проектах, встречи с британскими художниками и кураторами, поиск площадок для проектов паблик-арт.

Место

Мне очень повезло: участвуя в конкурсе EUNIC для молодых российских кураторов, я попала именно туда, куда хотела — в Лондон. Для прохождения стажировки Британским советом была выбрана организация Artangel. Остальным финалистам конкурсного отбора повезло не меньше: они поехали в Германию, Австрию, Швецию и Францию.

Основная тема программы EUNIC этого года была сформулирована как «Изменяя город», с фокусом на арт-проектах, реализованных в общественных пространствах. Artangel — это одна из самых известных арт-организаций, более 20 лет инициирующая и продюсирующая масштабные проекты на открытых площадках и в общественных местах Лондона и других городах Великобритании.

Они начинали с крошечного офиса в Центральном Лондоне, где еле-еле помещалось два письменных стола. Сейчас это арт-институция со штатом в 15 человек, всемирной известностью и списком художников, которому может позавидовать любой мировой музей современного искусства. Artangel осуществил более 100 проектов в самых невероятных местах Лондона с такими художниками, как Джереми Деллер, Сьюзан Филипс, Майк Келли, Яэль Бартана, Катерина Ясс, Франсис Алис, Стив Маккуин, Сьюзан Хиллер. Полный список проектов Artangel и где они были реализованы можно посмотреть здесь.

Мой предыдущий кураторский опыт также учитывался при конкурсном отборе. Я курирую различные проекты в паблик-арт с 2008 года, поэтому провести месяц с британскими коллегами, которые уже давно реализуют масштабные проекты в общественных местах, было очень важно для моего профессионального развития. Я провела месяц в обществе очень умных и дружелюбных людей, с которыми у меня завязались не только дружеские, но и крепкие деловые контакты, которые, я уверена, будут продолжаться и развиваться.

Атмосфера

В офисе Artangel есть отличная традиция — общий ланч. По вторникам кто-то из сотрудников придумывает, что будет на обед. Это хорошая возможность собраться всем вместе в неформальной обстановке, потому что такое бывает нечасто. Продюсерская команда нередко работает на площадке, где готовится очередной проект, или находится в поисках нужного места для нового проекта, директора могут быть на встречах с художниками, грантодателями и спонсорами. В Artangel есть также команда, отвечающая за распространение информации (сайт, пресса, публикации), отдел развития и, конечно же, не менее важный для каждой институции компонент — это финансовый отдел.

Мой месяц в Лондоне состоял не только из работы. Я жила в районе Шордич на востоке Лондона, на улице Брик Лайн, которая известна своими воскресными рынками с винтажной одеждой, аксессуарами и бижутерией. Там также есть шоурумы начинающих дизайнеров. Исторически в этом районе живет большое сообщество выходцев из Бангладеша, которые наладили тут разный бизнес, в том числе и ресторанный. В этом районе много баров и клубов с электронной музыкой. Часто лондонские модники тусуются именно здесь. Так что я жила в правильном месте.

Обязанности

Во время стажировки я работала в огромном архиве Artangel, в котором собрана все информация о реализованных проектах организации. У них также есть довольно большая библиотека и видеотека.

За кулисами любого проекта, реализованного в общественном пространстве, стоит огромная работа очень разных людей. Иногда с начала обсуждения идеи до ее реализации проходят годы. Редкий проект Artangel продюсируется меньше, чем за 3 года. Будучи в Artangel, я была вовлечена в сбор информации для проектов, которые будут реализованы в ближайшие месяцы, делала исследовательские выезды с коллегами для поиска потенциальных площадок для грядущих проектов. Это была отличная возможность для меня побывать в самых невероятных местах Лондона.

Инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Как&n...

Инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Как изменить самого себя» в кабинете со-директора Artangel Джеймса Лингвуда (часть проекта «Дворец проектов», реализованный Artangel в 1998 в Кэмдон Тауне в Лондоне)

Я также встречалась с лондонскими художниками, чтобы познакомиться с их работами, ходила по музеям и галереям. Работа куратора — это образ жизни. В какой-то момент граница между работой и не работой стирается, потому что любое открытие выставки, каждая встреча с коллегами — это продолжение получения и переваривания профессиональной информации. В Лондоне современного искусства и людей, работающих в этой области, довольно много, поэтому происходит тотальное погружение в среду.

Как попасть

Участвовать в программе EUNIC для российских кураторов. Конкурсный отбор состоит из двух этапов. На первом нужно заполнить заявку на сайте программы, приложив три рекомендательных письма и ссылки, иллюстрации и пресс-релизы уже реализованных проектов. А на втором — пройти собеседование в Британском совете. Подробности можно узнать здесь

Бонусы

Что немаловажно, программа полностью оплачивает стажировку, включая проезд, проживание и карманные расходы.

Планы

Этим летом я приму участие в параллельной программе европейской биеннале современного искусства Манифеста 10, которая пройдет в Санкт-Петербурге с 28 июня по 31 октября. Я буду работать c проектом «Оргривское сражение» известного британского художника Джереми Деллера, в котором автор воспроизводит неоднозначные для истории Великобритании политические события, а также вовлекает в проект участников и очевидцев этих событий. Проект Деллера будет помещен в российский городской контекст, а именно в пространство Санкт-Петербургского архива документальных фильмов «Лендок». Вокруг проекта будет выстроена социальная платформа в формате образовательной программы для обсуждения «Оргривского сражения» и его связи с современной Россией. Организация Artangel выступила продюсером проекта, и будучи резидентом, я получила возможность познакомиться с архивом проекта и обсудить его детали с Джереми Деллером.