В своих работах художник Паоло Чирио сочетает стремление к эстетике и запрещенные приемы компьютерных взломщиков. Миллион похищенных юзерпиков, генератор ложных цитат, ускользающие люди на картах Google и сайт для оскорбления твиттер-пользователей — T&P рассказывают о его основных проектах, критикующих нашу цифровую действительность.

Persecuting.Us

Поначалу казалось, что социальные сети были призваны подарить нам новые возможности для расширения кругов общения. Но в действительности они немало поспособствовали тому, что эти круги, наоборот, замкнулись. Фильтры по интересам уплотняют пользователей в своеобразные цифровые гетто, где почти невозможно встретить представителей других взглядов. Политические группировки также оказались еще более изолированы друг от друга, чем прежде. Встреча людей из разных лагерей возможна теперь разве что в форме взаимной перепалки, а не взвешенного диалога. В проекте Persecuting.Us Паоло Чирио доводит эту ситуацию до абсурда: он создал интернет-машину, с помощью которой можно оскорбить кого-то из миллиона американских твиттер-пользователей, писавших политизированные сообщения во время предвыборной кампании 2012 года. Твиты для этой подборки коллекционировались в течение нескольких месяцев при помощи специального алгоритма.

Face-to-Facebook

Паоло Чирио часто повторяет, что социальные сети навязывают пользователям слишком много правил общения и делают невозможным чистое восприятие людей и их фотографий. Чтобы подарить миллиону юзерпиков свободу выражения, художник украл их из Facebook и разместил на фейковом сайте знакомств. В дальнейшем он также выставлял инсталляции из отсортированных по различным призракам фотографий пользователей в нескольких арт-галереях. Этот превентивный проект напоминает об абсолютной незащищенности частных изображений в социальных сетях и о том, как легко алгоритмом распознавания лиц могут воспользоваться недоброжелатели. После акции в ряде европейских странах на Facebook были поданы судебные иски, и компании пришлось отключить функцию автоматического распознавания лиц пользователей в Европе.

Люди цитируют людей

Возможно, вы помните казус, который приключился с твиттером ректора МГУ, — за авторством Садовничего в нем были опубликованы высказывания, принадлежавшие известным ученым и философам прошлых веков. По мнению Паоло Чирио, подобная игровая форма использования цитат может быть крайне современной и всерьез помогает переосмыслить понятие авторства. Хотя Ролан Барт провозгласил смерть автора еще в 1967 году, автору, вероятно, пришлось умереть заново с возникновением web 2.0. Чирио декларирует это событие с помощью проекта People quote People, в котором известные цитаты случайным образом приписываются другим людям. Тем самым в интернете распространяется неверная информация, осложняющая поиск истинного автора тех или иных изречений. А само понятие авторства за счет этого становится более коллективным.

Уличные призраки

Вы когда-нибудь замечали ускользающих людей на трехмерных Google-картах? Их лица, как правило, размыты, да и сами они больше напоминают призраков. Хотя по волосам и одежде их вполне можно распознать, если кто-то действительно этого захочет. Паоло Чирио решил обратить внимание на осуществляемое корпорацией Google вторжение в частную жизнь — ведь никто из запечатленных прохожих не был информирован и не давал разрешения на публикацию своих изображений в интернете. Без авторизации самой компании (которой теперь принадлежат эти снимки), Чирио распечатал в полный рост фотографии пешеходов и приклеил их в тех географических точках, где они оказались замечены. Эти стрит-арт объекты получили широкое медиаосвещение еще в 2012 году, но на сайте художника можно до сих пор опубликовать координаты новых «призраков».