Традиция менторства существует очень давно: сам термин связан с именем древнегреческого мудреца, которому Одиссей передал на воспитание сына Телемака. Сегодня к менторам обращаются за советом как главы солидных корпораций, так и начинающие предприниматели. Не менее популярен и коучинг: если ментор работает с нюансами конкретного бизнеса и в первую очередь делится практическим опытом, коуч прорабатывает более общие психологические проблемы и помогает прокачать отдельные навыки — например, уверенность в себе и самоорганизацию. Известные менторы и коучи рассказали T&P, какими качествами должен обладать хороший наставник, с какими проблемами чаще всего сталкиваются топ-менеджеры и бизнесмены и как набраться храбрости, чтобы радикально поменять род занятий или открыть собственное дело.

Саку Туоминен

Основатель и креативный директор Idealist Group

www.sakutuominen.com

«По всему миру в профессиональной сфере прослеживается одна и та же тенденция. Жизнь становится слишком сложной из-за переизбытка информации, множества писем, звонков и встреч — людям просто необходимы базовые навыки селф-менеджмента, понимание того, как управлять собой. Ко мне обращаются и руководители компаний, которые хотят поработать над своей креативностью. Либо ваш бизнес будет блестящим, если вы сможете генерировать новые идеи, либо останется весьма посредственным, если вы этого не сможете, — третьего не дано. Конкурентоспособность компаний во многом зависит от качества мышления ее руководителей.

Кэрол Двек «Образ мыслей: психология успеха»

Кэрол Двек «Образ мыслей: психология успеха»

Я против того, чтобы давать людям какие-либо конкретные техники, и стараюсь, чтобы клиенты в процессе нашего общения создавали свои собственные. Ментор должен быть хорошим слушателем и интересоваться мнением тех, кто к нему обращается, а не навязывать свое. Важно уметь проявлять сочувствие — у человека не может быть все великолепно каждый день. У всех бывают падения — это нормально. И пожалуй, самое главное — ментор должен получать удовольствие от общения с людьми и стараться вести именно тот образ жизни, к которому хотят приблизиться его клиенты. Иначе им будет сложно ему поверить.

За время своей практики я определил для себя несколько базовых вещей, которые советую каждому. Ключевая вещь — умение сказать «нет». Если в жизни слишком много всего, это сделает ее слишком запутанной. Важно планировать свою деятельность, понимать, когда вы работаете эффективнее — утром или вечером — и назначать встречи именно на это время. А вообще один из крупнейших финских коучей, который консультировал топ CEOs по всему миру, говорил: «Необходим сон не менее восьми часов, анализ того, что ешь, и физическая нагрузка — тогда преуспеешь в любом деле». Абсолютно простые и знакомые всем истины, но зато как работают».

Алексей Каптерев

Эксперт в области презентаций, независимый консультант и тренер

www.kapterev.com

«Мои клиенты делятся на две категории: рядовые сотрудники компаний, с которыми я встречаюсь на тренингах, и представители топ-менеджмента, с которыми идет индивидуальная работа. И те и другие при создании презентаций сталкиваются с трудностями — не понимают, как структурировать историю, кто герой, где основной конфликт.

Но часто за этим кроется совсем другой пласт проблем, связанных с мотивацией: я не понимаю, зачем делаю эту презентацию, не люблю продукт, который продаю, кто все эти люди, перед которыми я выступаю. С этими проблемами дело обстоит сложнее.

Рядовым сотрудникам часто не хватает полномочий — презентация в большинстве случаев является для них обязаловкой. Но, чтобы сделать действительно хорошую презентацию, нужно иметь смелость. Я стараюсь ставить клиентов перед выбором и внушить идею: если вы хотите выступать безопасно и уныло, можете делать это всю жизнь. Но, если мечтаете о карьерном росте, вам нужно захотеть от себя чего-то большего. Вам нужно ставить какие-то осмысленные цели и чего-то хотеть от аудитории. Тогда и во время самого выступления вы начнете смотреть на людей, а не в пол или на слайды.

Джон Труби «Анатомия истории»

Джон Труби «Анатомия истории»

С топ-менеджментом немного другая история. У них достаточно полномочий, но вот типичная ситуация: при выступлении руководитель компании все время говорит «мы», подразумевая команду и компанию, но при этом абсолютно теряет свое «я». Человек пытается рассказать историю, а складывается ощущение, как будто его на сцене нет. Слушать такую презентацию тяжело.

В этом случае после каждой пустой фразы я начинаю задавать один и тот же вопрос: «И чего?» Прошу дать собственную оценку той информации, которую клиент хочет донести, уточняю, чего он ждет от аудитории. Например, чтобы она расстроилась, обрадовалась или вдохновилась? И человек, давая ответ, начинает сам переживать какие-то эмоции. В конце концов, сложно вдохновлять других, когда ты сам не вдохновлен.

Совсем беда, когда, делая презентацию, люди просто информируют. Типичный диалог на моих тренингах: «Какова цель вашей презентации?» — «Информационная». — «А аудитории это зачем?» Тогда из зала кто-кто кричит: «Да не нужно это ей!»

Некоторые презентации не нужно никак улучшать — их необходимо перестать делать вообще. Может, в этом и есть основная польза того, чем я занимаюсь: показать, что половину презентаций можно не делать совсем, сосредоточившись на тех, которые действительно делать нужно».

Сергей Митрофанов

«Митрофанов и партнеры», бренд-стратег, основатель

www.mitrofanovpartners.com

«Я консультирую молодых предпринимателей, только начинающих свой карьерный путь, и профессионалов, которые на рынке уже давно. Самое главное в моем деле — придать и тем, и другим уверенности. Другая задача, которую я решаю, — помощь клиентам в так называемый «период успеха». Это момент, когда бизнес развивается стабильно — предпринимателям зачастую не хватает спокойствия, им сложно контролировать свою энергию. В таких случаях ментор выступает другом, который направляет ее в верное русло и пускает на укрепление позиций бизнеса, подсказывает, как не совершать необдуманных поступков.

Рольф Дженсен «Общество Ренессанса»

Рольф Дженсен «Общество Ренессанса»

Моя задача как ментора — найти смысл в запутанных моделях бизнеса. Я бы привел пример пазла, частички которого высыпали в коробку. Вроде в сумме все имеет смысл, но нужно разложить каждый кусочек на поверхности, чтобы картинка в итоге сложилась. Я стараюсь отвлечь людей от текущей деятельности. Клиенты ждут не просто беседы, а чего-то прикладного — «приземления», как я это называю.

Ко мне обращается немало IT-предпринимателей. Нередко, разрабатывая продукт, они исходят из того, что нужно им самим — не хватает такой-то программы или приложения. Приходится им объяснять, что из этой «хотелки» не все может быть принято аудиторией. Я стараюсь помочь клиентам «вылезти» из собственного сознания и начать думать как потенциальный потребитель. Дать осознание того, почему для него, потребителя, эта программа или приложение будут важны и интересны. Проблема не в том, что предприниматели делают свой продукт плохо. Напротив, у многих получается хорошо. Но правильно позиционировать продукт на рынке им удается не всегда».

Ольга Бодрова

Руководитель проектов и консультант по HR и организационному развитию, бизнес-тренер, карьерный коуч

www.olga-a-bodrova.com

«Коучинг — отличный подход для трансформации человека и его сознания, но часто нужно время, чтобы у клиента изменилась парадигма восприятия и установки. Если коуч обладает специальными знаниями или опытом в проблемной области, он сможет, не вторгаясь в личное пространство и не советуя, показать, как проблема может решаться в принципе или как ее решали другие. Так экономится самый невосполнимый ресурс — время.

Мои клиенты — ориентированные на карьеру специалисты и руководители старше 30. Их самые частые запросы — где, как и какую работу искать, как позиционировать себя. Очень часто обращаются с тем, что текущая работа не устраивает, а разобраться в себе самостоятельно не получается.

Стивен Кови «7 навыков высокоэффективных людей»

Стивен Кови «7 навыков высокоэффективных людей»

Я внимательно слушаю клиента, вникаю в его ситуацию. Иногда анализируем причины — почему это произошло или что стало причиной его проблем. Часто именно это является преградой для клиента и ему нужно отпустить ситуацию, убрать блокировку. Потом разбираем, что хотелось бы изменить и почему, рассматриваем все подходы и варианты с учетом плюсов и минусов каждого. Клиенту нужно время, чтобы глубоко понять и сформулировать возможные решения, выйти за рамки его привычных подходов.

В результате сессий человек осознает, что ему нужно для развития карьеры, какие навыки развивать и куда направлять усилия. Он начинает видеть свою ситуацию с разных сторон, что приводит к более качественному, осознанному, иногда и неожиданному для него решению. Однажды клиент пытался разобраться, каким может быть его дальнейший карьерный путь, и наша совместная работа вдохновила его стать коучем, хотя до этого он даже об этом и не задумывался».

Валентина Тогулева

Бизнес-тренер, лайф-коуч

www.valentina.togulev.com

«Лайф-коучинг дает возможность улучшить жизнь во всех сферах, включая здоровье и семейную жизнь, достичь ощущения счастья, целей, которые напрямую не касаются бизнес-процессов. Ко мне обращаются как студенты, так и бизнесмены.

Голдрат Элия «Цель. Процесс непрерывного соверш...

Голдрат Элия «Цель. Процесс непрерывного совершенствования»

Сегодня основные методы коучинга — тренинг и консалтинг, а в последнее время к ним добавился процессинг, который позволяет показать клиенту процесс и вовлечь его в этапы реализации цели. Я использую все три в зависимости от ситуации.

У меня был клиент, который до 25 лет не понимал ценности денег. В 25 он попытался жить самостоятельно и стал развивать в себе умение их тратить. Было очень интересно работать, так как у молодого человека сформировались убеждения о том, что, если тебе что-то надо, это может оказаться у тебя в любой момент, и нет необходимости прикладывать особые усилия. Удивительно, что он принял самостоятельное решение отказаться от денежных потоков извне и выстраивал свой финансовый план, опираясь на свои цели и доходы. В результате работы над собой ему с каждым месяцем удавалось увеличивать потенциал своего финансового плана и собственных средств ему хватало на больший период».

Юлия Будишевская

Проректор City Business School

www.e-mba.ru

«Хотя традиционный бизнес-коучинг — работа коуча с топ-менеджерами и руководителями, которая помогает им более эффективно управлять организацией, — по-прежнему остается самым популярным, активно развиваются новые тенденции. Например, командный коучинг, где акцент делается на знаниях межличностных отношений. Или приобретение навыков коучинга и менторства руководителями компаний, которые хотят создать партнерские отношения с сотрудниками и развивать их потенциал.

Клиенты City Business School — это, как правило, руководители средних и крупных компаний. К нам часто обращаются, когда необходимо подготовить руководителя к пресс-конференции, общению со СМИ и публичным выступлениям. Коуч тренирует клиента, как вести себя перед камерой, отвечать на каверзные вопросы, устранить волнение, ставит голос и дикцию. Второй по популярности запрос — коучинг молодого руководителя с большим потенциалом. Коуч, так же как и ментор, должен уметь задавать вопросы. Благодаря им человек может взглянуть на проблему с другой точки зрения, найти новый подход и увидеть ситуацию более ясно.

Один из клиентов пришел к нам на обучение по курсу Mini-MBA, а потом попросил провести с ним отдельные коуч-сессии по управлению, лидерству и мотивации персонала. На тот момент он перешел на должность руководителя отдела продаж в крупную компанию. У него была масса проблем с новой командой — предыдущий руководитель был их любимцем, и, как казалось сотрудникам, его незаслуженно уволили. Перед клиентом стояло несколько задач: наладить эффективную работу отдела продаж, разрядить обстановку в коллективе и стать уважаемым руководителем. В процессе коуч-сессий ему давались задания, которые он выполнял в процессе работы и на следующей встрече делился результатами — что получилось, с чем возникли сложности. С каждой сессией он нарабатывал навыки в том, что до этого не давалось, и в конце концов решил все проблемы. Через два года клиент обратился снова, но уже с другой задачей — хотел набраться «бизнес-храбрости». Он планировал реализовать давнюю мечту — открыть собственный спортивный центр, но до этого всегда работал в компаниях и решиться на такой шаг было тяжело. Тренер помог увидеть ограничивающие страхи и преодолеть их, использовал техники по расширению сознания клиента и помог сформулировать план действий. В итоге за год клиент стал владельцем сети спортивных клубов, которых сегодня в Москве уже более 10».

  • Майлз Дауни «Эффективный коучинг»

    Майлз Дауни «Эффективный коучинг»

  • Сунь-Цзы «Искусство войны»

    Сунь-Цзы «Искусство войны»

  • Тимоти Феррис «Как работать по 4 часа...

    Тимоти Феррис «Как работать по 4 часа в неделю…»

Бернард Маршал

Коуч, ментор, специалист по управлению изменениями

«Мне всегда нравилось работать с инстинктом топ-менеджеров, который они приобретали за то время, в течение которого добивались своей позиции. В таких случаях часто стоит задача подтвердить верность и уместность их инстинктивных решений, чтобы придать им уверенность в будущих решениях.

Хайди Грант Хэлворсон «Психология достижений. К...

Хайди Грант Хэлворсон «Психология достижений. Как добиваться поставленных целей»

Я стремлюсь помогать не тем, чья цель — получение прибыли, а клиентам, которым нужно улучшить эффективность управления. Часто работаю с командами лидеров: нам удается достигнуть того самого момента, когда препятствия разрушаются и группа приходит к решению идти вперед для общего блага, а не для выгоды каждого из ее членов. Коуч или ментор должен уметь быстро достигать взаимопонимания, внушать доверие и уважение и затем использовать это, чтобы помочь людям расслабиться и начать разбираться в себе. Важно уметь радоваться тому, чего добился клиент. Хорошему коучу должно быть комфортно находиться за кулисами — это работа не для людей с чрезмерным честолюбием».