В этом году ММКФ, помимо основного конкурса, включает в себя больше 20 программ разной направленности, включая специальную программу, посвященную «Берлинской школе», программу современных китайских фильмов, ретроспективу Кшиштофа Занусси и традиционно сильную программу документальных фильмов «Свободная мысль». Зрители смогут увидеть хиты европейских фестивалей, вроде последнего фильма Жана-Люка Годара, картины турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана, победившей на последнем Каннском кинофестивале, и новый проект Годфри Реджио, создателя культовой документальной трилогии «Каци». T&P выбрали по три фильма из основных программ фестиваля.

Основная конкурсная программа

«Самый опасный человек»

«Самый опасный человек»

Россию в конкурсной программе ММКФ будет представлять фильм «Да и да» — вторая совместная работа режиссера Валерии Гай Германики и сценариста Александра Родионова. Предыдущий их фильм, драма о девушках-подростках из спальных районов «Все умрут, а я останусь», был отмечен призом «Молодого жюри» Каннского фестиваля в 2008 году. Изначальными координатами нового фильма становятся те же самые московские окраины и жизнь скромной девушки из многоэтажки. Но в отличие от предыдущей полнометражной работой Германики фокус этой картины смещается с эмоциональной интенсивности пубертата на внутреннюю потребность зрелого человека в переработке и выражении собственного опыта. Расставшись со своим первым возлюбленным, начинающим молодым живописцем, главная героиня открывает новый для себя мир современного искусства.

В рамках основного конкурса также будет показан один из последних фильмов с участием Филипа Сеймура Хоффмана — «Самый опасный человек» Антона Корбайна («Контроль», «Американец») по книге Джона Ле Карре, популярного автора шпионских романов. Немецкие спецслужбы под руководством хладнокровного директора (Хоффман) преследуют в Германии международного террориста, укрываемого из сочувствия молодой женщиной-адвокатом. Корбайн, в прошлом фотограф, кажется, нащупал в кинематографе органичную для себя манеру: эмоциональная сдержанность и визуальная безупречность. Четкий безукоризненный механизм его последней картины методично разворачивает перед зрителем ее главную интригу — противостояние чувства и долга.

В последние десятилетия Швейцария стала синонимом скуки, местом проживания мифического упитанного европейца с высоким уровнем культуры и стабильным доходом. Проституция в стране легализована с середины прошлого века, и любой желающий может достигнуть взаимовыгодного соглашения с любой понравившейся работницей лицензированного борделя. Несмотря на рутинность оказания сексуальных услуг, режиссер Петра Вольпе, выросшая в небольшой деревне, с самого детства была зачарована жизнью «ночных бабочек». Главной героиней ее фильма и его центральным элементом стала одна из них — молодая девушка из Болгарии по имени Мия, которой чужда богатая столичная жизнь Цюриха. Ее глазами зритель видит обратную сторону европейского комфорта: в канун Рождества пути нескольких несчастных и одиноких людей переплетаются с судьбой Мии.

Конкурсная программа документального кино

«Глубокая любовь»

«Глубокая любовь»

Документальная драма молодого польского режиссера Яна Матушинского рассказывает о восстанавливающемся после инсульта 60-летнем дайвере Януше. При помощи своей спутницы Азии Януш решительно идет на поправку, его цель — подводная пещера в Египте, прекрасная и опасная Голубая дыра. Гуманистический пафос и поразительные подводные съемки были отмечены жюри кинофестиваля в Кракове в 2014 году, присудившим картине победу в номинации «Лучший документальный фильм».

Впервые интернет-зависимость была признана клиническим расстройством в Китае в 2008 году. Под руководством профессора Тао Рана в Пекине был создан первый центр реабилитации для подростков от 13 до 18 лет — правда, судя по кадрам фильма, этот центр больше напоминает тюрьму или военную часть: закрытая территория, строгая дисциплина, регламентированный распорядок, охрана в военной форме. Фильм рассказывает о лечении трех пациентов центра и представляет собой срез китайского общества в контексте современных мировых проблем и межкультурных конфликтов, порожденных эпохой интернета.

Сходной проблематике посвящен фильм Томаса Бальмеса. Король Бутана официально объявил о появлении в гималайском государстве электричества, телевидения и интернета всего лишь 15 лет назад. По идее самодержца, эти атрибуты западной цивилизации должны были повысить выдуманное им самим «валовое национальное счастье». Главный герой фильма, 8-летний монах, отправляется в трехдневное путешествие за телевизором в ближайший город, где впервые сталкивается с элементами привычной нам современной жизни. Его глазами зрители видят изменения в традиционном жизненном укладе бутанцев, вдруг оказавшихся на рубеже эпох.

Программа специальных показов

«Соль земли»

«Соль земли»

На ММКФ также будет показан последний фильм Кена Лоуча, режиссера-классика бескомпромиссного и остросоциального кинематографа. Главный герой этой исторической драмы, политический активист Джимми Грэлтон, вынужден покинуть свою родину под давлением властей после того, как открытый им танцевальный зал становится территорией свободы для ирландской молодежи. Вернувшись в родные места 10 лет спустя, Джимми решает снова открыть зал — чтобы спасти людей, задыхающихся от политических репрессий и религиозного догматизма.

Камерная драма Нури Бильге Джейлана, получившая «Золотую пальмовую ветвь» на последнем Каннском кинофестивале, повествует о бывшем актере, управляющем небольшим отелем в отрезанном от цивилизации захолустье Турции. В зимний сезон, когда туристы почти не приезжают, Айдын остается со своей женой, сестрой и враждебно настроенными жителями близлежащей деревни. Большой хронометраж картины позволяет режиссеру постепенно раскрывать перед зрителем конфликт между главным героем и его окружением, не скупясь на пространные диалоги и длинные планы турецких предгорий.

Совместный документальный проект Вима Вендерса и начинающего режиссера Джулиано Сальгадо посвящен его отцу, легендарному бразильскому фотографу Себастьяну Сальгадо. Ставший свидетелем войн, хаоса, голода и людских бедствий, Сальгадо удалился на ферму и ударился в борьбу с вырубкой амазонских джунглей. Его новой художественной задачей стало исследование и запечатление мест, не тронутых современной цивилизацией. Материал, составляющий тело этого фильма-портрета, разнообразен: здесь и путешествия фотографа к отдаленным точкам земного шара, заснятые Вендерсом, и откровенные монологи на ферме, сохраненные сыном для личного архива, и трогательные кадры с женой Лелией, пожертвовавшей своей карьерой ради семьи.

Программа «8 ½ фильмов»

«Два дня, одна ночь»

«Два дня, одна ночь»

В рамках программы авторского кино «8 ½ фильмов» будут показаны две картины тайваньского режиссера Цай Минляня. В его фильмах присутствует и синефильская ностальгия, и зачарованность вуайериста, и даоистская уклончивость, и экзистенциальная отчужденность западного человека, что обеспечивает ему стабильный успех на европейских фестивалях и любовь кинокритиков. Фильм «Бродячие псы», маскирующийся под социально-критическое высказывание, повествует об отце и его детях, которым приходится выживать на улицах современного Тайбэя. «Путешествие на запад» — концептуальный киноколлаж, главным героем которого стал буддистский монах, едва заметно двигающийся по шумным улицам Марселя.

Новый фильм братьев Дарденн, снятый в традиционной для бельгийских режиссеров аскетичной манере, — эталон гуманистического и реалистического кинематографа, где нет ничего лишнего или противоречащего хорошему вкусу. Доведенная до невроза главная героиня (Марион Котийяр) должна в короткие сроки убедить коллег пожертвовать своим бонусом ради того, чтобы она смогла сохранить свою работу. В течение двух дней и одной ночи она по очереди встречается с каждым из них, пытаясь сохранить свое достоинство и надеясь только на человеческое сочувствие.

Жан-Люк Годар в своем новом фильме продолжает экспериментировать с изображением, звуком и киноповествованием, по пути исследуя возможности кинематографа и границы, положенные нашему визуальному восприятию, интеллекту и памяти. В ход идет все: эффект 3D, обильные цитаты, закадровый голос, нелинейное повествование, физиологичность персонажей. Условно простая история отношений между мужчиной, женщиной и собакой, умещенная самим Годаром в одном абзаце текста, разрастается до легенды, впитавшей всю историю человеческой культуры — или сжимается до визионерской иллюстрации того, как двум людям бывает трудно найти общий язык.

Программа документального кино «Свободная мысль»

«Посетители»

«Посетители»

Годфри Реджио, создатель документальной трилогии «Каци» (Koyaanisqatsi, Powaqqatsi, Naqoyqatsi), утверждает, что технологию понимают неправильно, когда вписывают в один ряд с такими абстрактными категориями, как экономика, культура, религия или война. По его мнению, она так же вездесуща, как воздух, которым мы дышим. Технология — это полноценный персонаж фильмов режиссера, одновременно субъект и объект его исследования. Сами «Посетители» — это череда черно-белых замедленных кадров экстремально высокого качества: в основном, это портреты людей, напряженно всматривающихся в темноту зрительного зала. Кроме показа, 26 июня в Москве пройдет мастер-класс документалиста, на котором он расскажет о своей философии и ответит на вопросы аудитории.

Также в программе документального кино будет представлена последняя картина режиссера Эррола Морриса — «Неизвестный известный». По сути, фильм — это пристрастное интервью американского политика Дональда Рамсфельда, который занимал пост министра обороны США при президенте Джордже У. Буше, и с чьим именем связывают начало военных операций в Ираке и Афганистане. Те, кто ожидают откровений и признаний вины, будут разочарованы: начавший свою политическую карьеру еще в 50-х годах прошлого века, Рамсфельд предстает перед зрителем демагогом и словесным эквилибристом высшей пробы. «Неизвестный известный» оказывается не фильмом-расследованием, а пробирающим до костей фильмом ужасов (как о нем говорил сам Моррис), гипнотизирующим зрелищем человеческой безнравственности и цинизма.

Шесть режиссеров участвовали в создании этого 3D-киноальманаха, посвященного различным зданиям — памятникам гуманистической Европы XIX и XX веков. Этот проект стал последним для австрийского режиссера Михаэля Главоггера, не так давно погибшего на съемках в Африке. Своим храмом выдающийся документалист выбрал Российскую национальную библиотеку, расположенную в Санкт-Петербурге. Среди других архитектурных портретов — Берлинская филармония, тюрьма Хальден, институт Солка, Оперный театр Осло и парижский Центр Помпиду.

Программа «Фильмы, которых здесь не было»

«Танцуй, Тора, танцуй»

«Танцуй, Тора, танцуй»

В рамках экспериментальной программы «Фильмы, которых здесь не было» будет показана последняя картина канадского режиссера Дени Коте. Героини этой причудливой и жестокой сказки — две женщины, отбывшие наказание в тюрьме за неназванные преступления и ищущие покоя в сельской местности недалеко от Квебека. Сложные эксцентричные персонажи, изобретательность сюжета, выбивающий из колеи юмор — все эти характерные для кинематографа Коте элементы создают особое герметичное пространство, в котором может произойти что угодно.

Трансгрессия — будь то нарушение общественных норм сексуального поведения или отчаянное экспериментирование с кинематографическими клише — является центральной темой и методом творчества канадского режиссера Брюса Лабрюса. «Лунный Пьеро» — это трансгендерная киноадаптация одноименного цикла, созданного в 1912 году композитором-экспрессионистом Арнольдом Шенбергом. Стилистика фильма соответствует тому, как сам Шенберг понимал кабаре — мир грез, полный декадентской тоски, чувства вины, упоения и ужаса. «Геронтофилия» — смесь роуд-муви и духоподъемной истории о дружбе пожилого человека и юноши в стиле популярной картины «1+1». Правда в интерпретации Лабрюса эта дружба имеет дополнительное измерение — необъяснимое сексуальное влечение молодого Лейка к своему старшему товарищу.

Фильм Катрин Геббе, номинированный на «Золотую камеру» на Каннском кинофестивале прошлого года, вызвал там большой резонанс: история противоборства молодого человека, неофита христианской панк-секты, и жестокого патриарха с сексуальными девиациями не могла не спровоцировать зрителей и критиков. Наравне с природой человеческой жестокости центральной темой фильма является и религиозный фанатизм: Геббе пытается определить ту границу, где христианское самопожертвование становится уже добровольным самоуничтожением.

Другие программы

В рамках внеконкурсной программы ММКФ «Небо над Берлином», организованной кураторами совместно с Гете-Институтом, зрители смогут увидеть с пленки 8 фильмов, относящихся к так называемой «Берлинской школе». Это направление было одним из самых оригинальных в европейском кинематографе 1990-х и 2000-х. Специально для этой ретроспективы «Новым издательством» была выпущена книга «О Берлинской школе. Тихая революция в европейском кино». Статья из этой книги за авторством Марии Кувшиновой, посвященная контексту этих киноэкспериментов, была опубликована на сайте журнала «Сеанс».

В этом году в рамках программы независимого и экспериментального кино «Сине Фантом» можно будет увидеть документальный фильм Сергея Шановича «The Modern Russian Design», посвященный последним 20 годам развития российской индустрии дизайна; фильм-портрет современных живописцев Виноградова и Дубосарского, снятый художником Евгением Миттой; а также фильм Андрея Сильверстова, рассказывающий о первом московском сквоте — доме в Фурманном переулке, занятом молодыми художниками в 1987 году.