Американский медиахудожник, программист, профессор Parsons School of Design Зак Либерман провел недельный воркшоп в Никола-Ленивце, вовлекая участников события в процесс создания интерактивных инсталляций, балансирующих на стыке перформанса, науки, технологии и ландшафтной архитектуры. Ученики Либермана работали над созданием проекта Connecting light — коммуникационной сети из десятков шаров длиной 2 км, которая импульсами света поможет гостям фестиваля Ночь новых медиа ориентироваться между основными площадками. T&P поговорили с художником о возможностях платформы openFrameworks, его любимых проектах в области новых медиа и о том, зачем ему это надо.

— Давайте начнем с openFrameworks. Расскажите, что можно делать при помощи этого инструмента?

— Да, в первую очередь, это инструмент для художников и для тех, кто не учился на программиста и не имеет научных степеней в области компьютерных наук, но хотел бы работать с языком C++. Это низкоуровневый язык программирования, поэтому он очень эффективен в плане скорости обработки информации. Этот язык можно использовать в качестве движка для компьютерной игры, для браузера или операционной системы. Платформа позволяет использовать все возможности этого языка при работе с графикой, видео, типографикой — и всеми прочими визуальными инструментами.

— Вы и есть тот человек, который создал эту платформу?

— Нас было трое, мы основали ее вместе. Для меня это в первую очередь был инструмент для студентов, способ делиться с ними знаниями, которые я получил в качестве художника. Впоследствии один из моих студентов после окончания учебы начал работать со мной и присоединился к разработке платформы. Ну и сейчас это уже огромное сообщество художников и программистов, которые вкладывают свои силы в развитие openFrameworks.

— Ваш проект eyeWriter тоже был создан при помощи openFrameworks?

EyeWriter — это приспособление, которое следит за движениями глаз и преобразовывает их в надпись или рисунок. Важно, что устройство можно изготовить дома с помощью оправы, медного провода, светодиодов и миниатюрной камеры.

— Да. Практически все наши проекты предполагают какое-то новое взаимодействие софта и железа. Я стараюсь отойти от традиционных инструментов: экрана компьютера, мышки и клавиатуры. EyeWriter был написан на openFrameworks и использует технологию компьютерного зрения, что позволяет по-новому взаимодействовать с экраном.

— Расскажите о своем воркшопе в Никола-Ленивце.

— В воркшопе участвовало около 10 человек, с которыми мы готовили инсталляцию для Ночи новых медиа. Этот проект называется Connecting light, он был изначально создан специально для Олимпийских игр в Лондоне в 2012 году. Тогда мы установили 400 светящих шаров вдоль Вала Адриана — стены, построенной римлянами в начале нашей эры для защиты от набегов племен, находившихся по ту сторону границы. Мы решили переосмыслить эту стену-границу, сделать так, чтобы она объединила, а не разъединяла людей — при помощи искусства и технологий.

В Никола-Ленивце мы хотим переосмыслить этот проект, чтобы он подчеркивал и дополнял потрясающие ландшафты этой местности. Ночь новых медиа, мне кажется, как раз про это — про пересечение технологий и природной среды. Здесь мы установим 50 шаров, они будут служить своего рода разметкой, путеводителем для посетителей фестиваля. У нас впереди еще много технической работы: надо придумать до конца, как шары будут коммуницировать друг с другом, выбрать оптимальный свет, расположение и так далее.

— У вас есть какая-то идеология за всем этим или какая-то миссия? Зачем вы все это делаете?

— (смеется) Моя основная миссия — это создать условия, которые позволяют зрителю испытать волшебство. Создавать объекты, которые одновременно очаровывают и удивляют. Я люблю работать над объектами, которых больше нигде нет. Для меня очень важно, что я занимаюсь вещами, которыми больше никто не занимается. В общем, уникальный опыт — вот к чему я стремлюсь.

Еще одна важная для меня история — это Open source. Эта идеология открытой и общедоступной культуры и технологий. Работая над тем или иным проектом, я занимаюсь исследованием, результаты которого я сразу публикую в открытом доступе. То есть делиться кодом, какой-то информацией об оборудовании — все это очень важно для меня.

— А как вы к теории относитесь? Вы думаете о контексте? История искусства и все такое.

— О контексте истории искусств пока что сложно говорить. В первую очередь, мы работаем с новыми инструментами, с новыми средствами репрезантации художественных образов. Собственно поэтому все это и называется «новые медиа». То, чем я занимаюсь, напоминает исследования и опыты первых кинематографистов, которые изобретали кино в начале прошлого века. Основной их деятельностью была работа с волшебством, созданием новых форм. Такие художники, как Мельес, пытались придумать новые способы рассказывать истории и новые иллюзии. Несмотря на то, что новые медиа существуют уже давно, предел их возможностей все еще даже не просматривается. Так что работы хватит на всех.

5 проектов, которые вдохновляют Зака Либермана

«Комната, в которой идет дождь. Технология позволяет контролировать процесс, чтобы вода не попадала на зрителя. Проект создает новый опыт — ты находишься под дождем, но он чудесным образом огибает тебя».

«Проект Дайто Манабе, который показывает, как можно использовать человеческое тело в новых медиа. Он исследует выражения лица и создает новые. Художник, можно сказать, взламывает тело и использует его для своей работы».

«Работа Зака Гейджа —игра, персонажи которой созданы на основе файлов с вашего жесткого диска. Когда вы убиваете героя, он удаляет файл с вашего диска. А когда умираете вы, то и вся игра самоуничтожается. То есть что бы вы ни делали, вы все равно проигрываете».

«Это мультфильм, в котором речь персонажей превращается в буквы и как бы носится в воздухе. Это то, что мне нравится в искусстве — визуализировать то, что человеческий глаз не видит, но тем не менее существует».

«Проект бразильской художницы Лоры Белем. Два кораблика, которые перемигиваются при помощи света. Очень простая работа в плане использования технологий, но она очень тонко дает понять нам, что такое быть человеком».