Андрей Горянов, главный редактор портала Slon.ru, провел мастер-класс для студентов Школы новых медиа, на котором поделился своими мыслями о будущем российских СМИ, влиянии государства на политику частных медиа, а также о планах «Слона» по введению платной подписки и скрыванию части материалов за Paywall.

Для журналистов частных медиа сейчас нет прямых запретов на описание определенных событий и тем. Цензура стала хитрее — то есть вас могут попросить (именно попросить) проявить осторожность в освещении той или иной темы. Так, например, было с Олимпиадой. В этом случае многое зависит от главного редактора и его политики: либо он объяснит журналистам, какие темы лучше обходить, тем самым заслуживая доверие вышестоящих инстанций, либо разрешит объективно описывать события и вместе с уважением в профессиональном сообществе получит пристальное внимание «Роскомнадзора» — но, что самое главное, благодарных слушателей и читателей.

Ретрансляция лжи — одна из основных проблем современных российских СМИ. Многие журналисты допускают одни и те же ошибки, не проверяя информацию. Кто-то запускает утку, кто-то ее перепечатывает, в результате портится репутация всего медиасообщества — читатель начинает думать, что российская пресса не качественна, теряя к ней доверие. Проблему могло бы решить создание фактчекинговой системы, в которой правдивость материалов в СМИ оценивали бы сами пользователи. Прочел материал — выставил изданию оценку. К сожалению, на данный момент это всего лишь идея. Буду искать, как воплотить ее в жизнь.

Прямой доступ к политическим новостям есть у государственных изданий или журналистов, близко знакомых с ключевыми фигурами в правительстве. У частных медиа — например, у «Слона», система отношений с властью намного более отстраненная: взаимный уровень доверия не высок. Частные медиа не полагаются на сливы, но полагаются на проверенную информацию, найденную самостоятельно. Искать ее довольно сложно. Это отнимает много времени и заставляет тщательно перепроверить факты, но именно благодаря этому у нас часто получается осветить событие гораздо шире и давать качественную аналитику.

Идеальной системы отношений «власть-медиа», вероятно, нет нигде. Но на Западе количество частных медиа и политической конкуренции настолько выше, что это неизменно приводит к конкурентной борьбе за качество информации. У нас этого не происходит.

Платная подписка — способ монетизации, который только начинает работать и в России. Есть мнение, что платная подписка ведет к потере аудитории. Надеемся, что это не так. Если вы даете людям качественные материалы изо дня в день, если вас читают — значит, вам верят, и, значит, лояльная аудитория растет. На западе давно существует привычка платить за потребление контента. Paywall работает в Штатах, в Восточной Европе — должна начать работать и у нас. Есть успешные примеры введения платной подписки, один из лучших — газета «Ведомости». В ближайшее время мы сами сделаем некоторое количество материалов платными, читатели смогут «выписать» себе «Слон» на год или на несколько месяцев.

Плана Б не существует. Мы будем делать, то что должны, делать это качественно и честно. Страх повторения истории с Lenta.ru не заставит нас делать «Слон» как-то иначе. Есть легенда, что существует так называемое «Число Суркова» — 500 000 уникальных пользователей. После того, как издание его достигает, он попадает на радары администрации президента. «Слону» до этого числа не хватает еще 250 тысяч.