Открытые обсуждения после показов студенческих работ иногда становятся похожи на допросы обвиняемого или просто превращаются в хаос. Чтобы сделать подобные сессии более продуктивными, в голландской школе искусств Das Arts разработали собственную методику фидбэка. Она включает в себя множество элементов — от сплетен до профессиональных советов — и задает строгие формальные рамки его участникам. «Теории и практики» рассказывают о девяти раундах этой методики.

Вопрос автора

В самом начале инициативу в свои руки берет автор обсуждаемого произведения. Он или она формулирует свой главный вопрос группе — ответ на который ему или ей было бы интереснее всего получить на этой сессии. Например: «Что бы вы хотели увидеть в качестве продолжения моей работы?». Этот вопрос задает определенную направленность всему обсуждению, хотя ответ на него и не дается незамедлительно.

5 минут сплетен

Автор и модератор дискуссии покидают помещение. В это время все остальные участники разбиваются на пары и могут свободно делиться впечатлениями от увиденной работы. Этот этап нужен для того, чтобы каждый мог дать волю своим вкусовым оценкам и тем самым подготовить себя к последующему, более отрефлексированному обсуждению.

Позитивный фидбэк

Каждый участник дискуссии называет одно достоинство увиденной работы. При этом само предложение должно быть сформулировано следующим образом: «Я считаю, что такой-то элемент твоей работы удался или хорошо сработал, потому что…». Модератор должен следить и одергивать участников, если они говорят, что им что-то «просто понравилось» — потому что с таким вкусовым замечанием трудно работать дальше. Каждый не обязательно должен придумывать что-то новое: если вы полностью согласны с высказыванием коллеги, можно просто сказать: «+1».

Перспектива

В этом раунде участники дискуссии могут говорить о недостатках увиденной работы. Но артикулируя эти недочеты, они должны обозначать и позицию, с которой высказывают свои замечания. Например, можно выразиться так: «Как драматургу, мне не хватило в твоей работе неожиданного финала» или «Как пуристу, мне показалась лишней на сцене статуэтка бордового кролика». В этом круге также можно воспользоваться правилом «+1».

Открытый вопрос автору

Если у участников дискуссии появились какие-то вопросы к автору, самое время их задать. Автор может вначале собрать все вопросы и потом решить, на какие из них он хочет ответить. Этот формат пытается защитить автора от чрезмерного обстрела мнениями, и в то же время дает ему возможность высказаться по интересующим его позициям.

Авторский mind-mapping

В этом раунде каждый из участников обсуждения может написать на листочках post-it note понятия, которые по их мнению, находят отражения в увиденной работе. Автор получает все эти бумажки и располагает их на большом ватмане. Приклеивая каждый листочек, автор комментирует каждое из написанных на нем понятии в отношении своей работы. Например, если ему кажется, что какое-то из слов вообще никак не отражено, то листочек оказывается где-то на периферии. А если какой-то концепт был важен для него, то он приклеивается в центр.

Профессиональные советы

Этот раунд полезен в том случае, если вы показываете свое произведение на стадии work in progress. Тогда участники обсуждения могут дать вам профессиональный совет. Например: «Если ты хочешь достичь этого акустического эффекта, обратись к такому-то звукорежиссеру» или «Обязательно посмотри такой-то фильм, там была очень похожая сцена». Если вы показываете уже полностью завершенную работу, этот раунд можно пропустить или по желанию видоизменить его на «Какие работы других авторов мне напомнила твоя».

Сплетни в присутствии автора

Вообще-то, чтобы сплетничать, необходимо, чтобы объект находился в другом помещении. Но методика DasArts все же предлагает попробовать этот непростой вариант, при котором автор не выходит за дверь. Важно строго лимитировать этот раунд по времени (5 или 10 минут в зависимости от размера группы). А за основу взять те недостатки, о которых говорили в разделе «Перспективе».

Личное письмо автору

Не все идеи легко озвучить в присутствии коллег. У кого-то может быть очень личное сообщение или воспоминание для автора. Некоторым людям письменная форма просто позволяет гораздо точнее сформулировать свои мысли. Поэтому в DasArts решили ввести еще один элемент в свою концеацию: письмо автору. Для этой завершающей стадии фидбэк-сессии необходима тишина и 10 минут времени.