Несмотря на стремительное развитие онлайн-платформ для самостоятельного обучения, силу и глубину традиционных учебных практик им пока не превзойти. Что делали в лучших школах Москвы, чего добились студенты и на какие образовательные инициативы стоит обратить свое внимание — T&P поговорили с преподавателями и учащимися МШК, МАРШ, БВШД, MCS, Scream School, Строгановки и школы Родченко, чтобы подвести итоги прошедшего учебного года.

Никита Токарев

директор архитектурной школы МАРШ

В этом году состоялся первый выпуск МАРШ. В сентябре тридцать с лишним наших студентов получают дипломы Университета Лондон Метрополитан, а с ними и возможность работать в лучших архитектурных бюро Европы и России. Наши выпускники востребованы: многие ведущие бюро в Москве ведут с ними переговоры о работе, несколько человек нашли себе место за рубежом — от Лондона до Японии. Наши студенты сделали очень интересные дипломные проекты под руководством Евгения Асса и Сергея Чобана. Много московских архитекторов и студентов приходили на наши защиты дипломов на Арх Москве. Они отмечают, что у школы есть лицо, общий подход — во всех работах, независимо от их темы. Речь идет о нашей ориентации на исследование и анализ, мы и наши студенты полагаем, что не может быть хорошего проекта без всестороннего рассмотрения проблемы. Помимо собственно проекта студенты МАРШ представляют на суд жюри и аналитическую работу, часто это целая книжка с исследованием контекста и обоснованием проектных решений. Поэтому даже относительно небольшой по объему проект глубоко проработан и мотивирован. Такого отношения к проектированию не хватает российской архитектуре.

Наши студенты участвовали в выставке в «Гараже» о российском павильоне в Венеции и сделали острые концептуальные проекты павильона России на всемирной выставке. Продолжается наша открытая программа: в этом году нашими партнерами стали посольство Канады и Швейцарии, фонд «Про Гельвеция», Московский урбанистический форум, Университет ETHZ (Цюрих), у нас выступали с лекциями такие известные архитекторы, как Петер Меркли, Мирослав Шик, критик и историк Владимир Паперный. В следующем году планируем сделать датскую программу вместе с фирмой «Велюкс». Проектные студии будут вести такие известные архитекторы, как Евгений Асс, Владимир Плоткин, Наринэ Тютчева, Николай Лызлов. Активно развивается проект «Я делаю/I do»: мы приглашаем молодые архитектурные бюро заявить свою творческую позицию, рассказать о своей работе. МАРШ — это не только школа, но и дискуссионная площадка и исследовательская лаборатория. В таком направлении мы и собираемся маршировать дальше.

Тоня Хлызова

студент МАРШ

В этом году мы вели один большой проект в течение целого года. Этот проект был разделен на несколько блоков. Сначала у нас был исследовательский блок — анализ с помощью зарисовок и макетов: исследование идеальной городской среды, городских кварталов и так далее. Затем мы делали мастер-план — разделились на три группы, и каждая проектировала свой вариант мастер-плана. Из этих вариантов мы выбрали один, и в нем уже проектировали дома вплоть до фасадов, разрезов, технических решений.

Все эти блоки были интересны и полезны — первый позволил попрактиковаться руками, но одновременно также анализировать и наблюдать. Важная черта школы МАРШ — акцент на исследования. В исследованиях нет готовых рецептов, которым нужно следовать, этому очень сложно научить, поэтому пример хорошего исследования, которое сделал ты сам, бывает очень полезным. Второй блок — конкурсный и очень жизненный, с моментом соревнования. Это реальная ситуация, которая часто случается в реальной жизни — когда есть дедлайны и конкуренция, но при этом ты учишься работать в команде. Третий блок включал в себя работу со всей командой, с архитектором, куратором и внешними консультантами. Весь год стал примером того, как проект ведется с чистого листа до готовой презентации. Несколько дней назад у нас прошла презентация нашего проекта в «Сколково», он очень понравился руководству, и, возможно, его даже будут строить.

Кирилл Жвалов

сооснователь Moscow Coding School

Планы были следующие — рассказать о школе как можно большему количеству людей и создать «свою» тусовку вокруг увлечения современным программированием. Курсы в MCS стартовали 1 февраля, поэтому итоги нам подводить рано. Однако уже можно с уверенностью сказать, что планы перевыполнены — редко находим кого-то из московской креативной индустрии, который бы не слышал о Школе. По размаху пиара ощущаем себя реинкарнацией Школы американского английского. Главный итог — программирование доступно каждому, но подходы, используемые в преподавании, требуют адаптации под конкретную аудиторию и ее особенности восприятия (в нашем случае — дизайнеры, журналисты и другие представители креативных индустрий). В следующем году мы будем продолжать экспериментировать с тематиками и форматами курсов. Уже в сентябре мы отберем самых мотивированных студентов на двухнедельный горный интенсив по веб-программированию в первом на Северном Кавказе стартап-инкубаторе Plug&Play в столице Дагестана Махачкале, где по 6 часов в день преподаватели из хипстерских стартапов будут учить всему — от фронтенда до бэкэнда.

Из новых партнеров, чьи ведущие разработчики выступят в качестве наших преподавателей, — «Афиша» и Институт «Стрелка», с которым мы на днях уже запустили совместные воркшопы. Кроме того, мы постепенно начинаем расширять линейку корпоративных курсов, проводимых в офисах передовых российских компаний. Kaspersky Lab стала нашим первым корпоративным клиентом, и сотрудники отдела соцмедиа компании уже вовсю применяют полученные от нас знания на практике. Ждите много сюрпризов — таких как ностальгические курсы по легендарным классичесиким языкам (Pascal/BASIC) при поддержке не первый год лелеющих истоки творческих субкультур Adidas Originals и лекцию живого кофаундера Apple Стива Возняка под эгидой самого стабильного российского сотового оператора Билайн в рамках проекта Plan B, амбассадорами которого мы являемся.

Полина Филиппова

студент Moscow Coding School

Я прошла несколько курсов, и могу сказать, что базовый HTML/CSS — это абсолютный must. На нем структурированно, шаг за шагом объясняют, как закодить свою первую страничку, и снимают страх перед кодом. Сначала я, само собой, воображала, что уже через пару занятий стану настоящим хакером, но в итоге провела достаточно времени, разбираясь в простейших терминах. Сейчас я думаю, что базовый кодинг доступен даже для самого архетипичного гуманитария, нужно только немного прокачать свою логическую мышцу и обновить знания из школьной программы. Зато тот восторг, который испытываешь, когда, написав свою первую страничку и нажав пару кнопок, видишь результат, стоит усилий. И еще очень хорошо, что здесь учат не каким-то догмам, а тому, как правильно думать и искать информацию, так что теперь, понимая структуру кода и принципы работы технологий, я могу гораздо больше придумать и больше сделать.

Дмитрий Лукьянов

студент, закончил 2 курс

Если на первом курсе в школе мы в основном осваивали технику, изучали историю искусства и фотографии и только слегка соприкасались с философией и проблематикой contemporary art, то второй курс оказался полным погружением в современное искусство. От этого года я ожидал получить функциональную теоретическую базу, фундамент, на котором основывалась бы моя дальнейшая деятельность. Эти ожидания более чем оправдались.

Наиболее полезными для меня, помимо занятий с мастером, в этом году стали три курса. Первый из них — семинар «Фотография как медийный инструмент» Евгения Нестерова. Несмотря на свое название, непосредственно фотографией мы не занимались — на встречах мы обсуждали деформации, полученные при плотном взаимодействии с миром современного искусства. Этот курс укрепил мое «проектное мышление», взгляды и методы работы с отснятым материалом стали более универсальными. Курс «Глазометр» Сергея Хачатурова оказался для меня незаменимым в плане понимания как традиционного, так и современного искусства. На занятиях мы разбирали проблемы восприятия художественной формы на примерах произведений из самых разных эпох, от классических мастеров живописи и даже иконописи до художников русского авангарда и московского концептуализма.

Несмотря на то, что весь год я занимался практически прямой документальной фотографией, очень волнующим и даже в каком-то смысле переломным стал для меня опыт, полученный на занятиях художника Виктора Алимпиева, который вел у нас курс под названием «Неподвижность». На занятиях мы слушали оперу, смотрели балет, кино и видеоарт, делали это непрерывно, даже если произведения длились по 2–3 часа. Пожалуй, именно на этих занятиях я максимально приблизился к пониманию того, чем для меня является искусство. Достижений у меня в этом году много, наиболее важными из них я считаю персональную выставку в рамках Фотобиеннале; четыре групповые выставки, в том числе и в Европе; выход своей первой книги и поездку в Вену на крупный фестиваль фотокниг, где я довольно успешно ее представил; поездку по студенческому обмену в Париж и недельный воркшоп в Польше и Германии. Также летом я принял участие в этнографическом проекте в Удмуртии, вместе с другими студентами побывал в Братиславе, где мы представляли школу Родченко в Европейском Центре фотографии.

Катерина Черкес-заде

директор Московской школы кино

2013–2014 учебный год поставил перед нами разноплановые задачи: в планах было открытие 4 новых факультетов в Московской школе кино («Операторское мастерство», «Художественная постановка», «Монтаж», «Звукорежиссура и саунд-дизайн»). Стояла задача не только собрать профессиональный преподавательский состав и сделать эффективные программы обучения, но и обеспечить факультеты огромным количеством специализированных помещений.

Кроме этого, стояла задача разработки новых форматов образовательных курсов, налаживания контактов с партнерами в мировом профессиональном сообществе, стояли новые задачи перед Центром карьеры для расширения возможностей студентов и выпускников.

В целом я довольна прошедшим годом. В Московской школе кино появились первые достижения студентов, которыми мы очень гордимся. В январе состоялась премьера полнометражного фильма «Чемпионы» — проект, разработанный студентами-продюсерами в стенах Школы. Вышел фильм «Авантюристы», где наша студентка Юлия Идлис выступала соавтором сценария. Работа студента сценарного факультета Дмитрия Кулешова прошла в финал конкурса Фонда кино наряду с работами известных и признанных авторов. У нас открыл свои двери просмотровый кинозал на 85 мест, студия звукорежиссуры и саунд-дизайна, студентам был доступен отлично оборудованный съемочный павильон. Все программы были запущены успешно — в школу был конкурс для поступления, что меня очень радует. Сформирован замечательный преподавательский состав.

Мы также много экспериментировали: совершенно спонтанно нам пришла идея провести аналитический курс о современных тенденциях кинематографа КИНОСРЕЗ, нас поддержали не только ведущие киноведы и кинокритики, но и дистрибьюторские компании, которые проводили лекции и мастер-классы, а также посольства США, Италии, Великобритании, Франции и др., которые предоставили интересные фильмы. В общей сложности программу посетило больше 3000 человек, и мы решили, что нужно делать отдельный курс — так появился факультет «Современное кино», который стартует в октябре 2014. Еще одним экспериментом стал для нас новый формат интенсивных курсов — Summer school, практические курсы по работе с жанром. В июле студенты будут снимать хоррор под руководством специалистов Школы.

В Московской школе кино завершается формирование полной сетки специализаций в кино, открываются факультеты: «Режиссура», «Актерское мастерство», «Дизайн костюма» и «Современное кино». С октября в МШК также стартует подготовительный курс Filmmaking. Осенью начнет работу полноценный съемочный павильон для студентов Школы.

Татьяна Колядко

студент программы «Операторское искусство»

Самым полезным в моей учебе в этом году были практические занятия с мастерами-операторами, которые каждые выходные приезжали в наш учебный павильон в киностудии и проводили on-job training прямо в ходе съемок наших курсовых работ. Такой подход обеспечил максимально полное усвоение материала: ты пробуешь — ошибаешься — тебе дают подсказку — ты исправляешься. Как результат, ты запоминаешь общий принцип. Отлично помню, как мы мучились с одним кадром: и так посветили, и тут доработали, но что-то все равно было не так. Приехал мастер, показал 20-минутный мастер-класс под названием «подвинь прибор на 20 см» — и кадр сразу же стал просто чудесным.

Могу с уверенностью сказать, что за этот год я совершила огромный скачок. Возможность полностью спланировать и снять свою собственную работу, а также поучаствовать в создании курсовых работ других студентов — от топ-плана до просмотра и обсуждения в кинозале — все это бесценный опыт для будущего оператора. Впереди — летняя практика на съемочной площадке и второй курс.

Альберт Хайбуллин

куратор курса «Архитектурная визуализация

Работы наших студентов становятся профессиональнее с каждым годом. В прошлом году в школе обновилась компьютерная база — мы перешли на новые компьютеры, топовые из возможных. Это отразилось на качестве работ, произошел сильный скачок в проработке и детализации объектов, что напрямую зависит от ресурсов.

Ежегодно мы актуализируем учебную программу, чтобы она соответствовала стандартам и требованиям индустрии. В прошедшем учебном году мы усложнили задачи для курсовых и дипломных работ — больше нагрузки, более сложный моделлинг, более глубокая детализация и проработанность текстур. Мы также следим за тем, чтобы обучение было максимально прикладным. В этом году я поменял структуру курса «Композиция», теперь она имеет более предметный характер в рамках нашей специализации, а все дисциплины привязаны к конкретным задачам и брифам.

Сейчас мы готовимся к новому учебному году. Из того, что уже запланировано — обновление рабочих версий программных пакетов, на которых строится пайплайн в индустрии.

Полина Суханова

выпускница факультета архитектурной визуализации

Моим главным ожиданием при поступлении было освоить 3ds Max и Nuke, научиться легко владеть программами и вести проекты. До этого я не работала в графических программах, лишь немного знала Photoshop. Результаты превзошли все ожидания — помимо основного изучения 3ds Max, для меня стали очень полезны такие дисциплины, как «Теория и практика монтажа», «Основы операторского искусства», где мы более глубоко изучали основы композиции кадра, просматривали примеры и сами выполняли практические задания в группах, снимали свои ролики, распределяя между собой обязанности оператора, монтажера, режиссера. Эти навыки очень пригодились при работе над дипломным проектом, в котором работа с камерами и настройками повторяла реальные съемки.

За этот год я научилась работать с такими программами, как 3ds Max (системами частиц в 3dsMax: Particle Flow, Thinking Particles + Fume FX), освоила реалистичный рендер и камеры VRay. Могу создавать фотореалистичные изображения, анимационные ролики. Знаю основы композинга в Photoshop, Nuke и монтаж в Sony Vegas. Если учитывать, что при поступлении я только рисовала на холстах и совсем не работала с программами, то считаю, что достигла даже больше, чем даже ожидала от себя. Расширился кругозор тенденций, инноваций в области архитектуры и дизайна, а работа в команде и самостоятельные работы, приближенные к реальности, дали уверенность в дальнейшей работе.

Мария Сташенко

куратор программы «Дизайн-менеджмент»

Дизайн-менеджмент — это практическая дисциплина, которая собирает в себе все лучшие знания и практики по управлению творческим процессом как с точки зрения ориентации на человека, пользователя, так и с точки зрения его организации и менеджмента. В этом году мы впервые разделили курс на две специализации — «Дизайн-мышление» и «Менеджмент в креативной индустрии». Выпускники обоих треков имели общую программу, но разные дипломные проекты. Кто-то выбирал для себя управление и внимательную работу со стратегией, показателями, бизнес-моделью. Кто-то выбирал направление дизайн-мышления — для того, чтобы освоить эту методику, чтобы улучшать процесс креативной работы в разных отраслях, научиться создавать новые продукты и сервисы.

Главный итог года — это то, что эксперимент оказался успешным и обе специализации показали высокие результаты. Нам удалось поработать над кейсами «Pizza Hut», «Альфа-банка», Департамента информационных технологий г. Москва. Это живые задачи, которые студенты решали принципиально по-новому, со всеми знаниями и практиками, которые передавали эксперты курса. В этом году на курсе будет более глубоко представлена специализация «Креативное предпринимательство», в рамках которой преподаватели курса поделятся своим опытом в управлении творческим бизнесом — студиями, мастерскими, медиа-проектами и другими направлениями в творческой индустрии. Также цель нового года — акцент на знании и применении новых технологий для проектирования. Часто проблема менеджмента связана с незнанием или непониманием того, как устроен современный дизайн-процесс. Чтобы стать менеджером, нужно хотя бы ненадолго побывать в роли дизайнера.

Александр Ненашев

студент БВШД

Одним из самых интересных курсов стал курс по теории поколений — он разом объединил все знания о маркетинге, которые были у меня до этого. Курс по креативному предпринимательству по методологии NESTA и курс по сервис-дизайну Александра Павловича составили скелет и базу, на которой можно строить всю остальную практику. Было весело в мыслях представлять себя пулей, пробивающей любые преграды на занятиях Дмитрия Карпова. Самый боевой курс — это само дизайн-мышление, где нас бросали то проводить исследования, то вести интервью, то прототипировать, внедрять, получать обратную связь и все заново, по кругу, уже с новыми знаниями. Самое яркое впечатление — это погружение в командую работу с головой, с командой, в которой за результат отвечает каждый, где вы друг друга подменяете и спасаете и импровизируете на месте в критических ситуациях. К адреналину от этой работы так привыкаешь, что остановиться уже сложно.

В дипломном проекте наша команда работала с Департаментом информационных технологий Москвы. Мы проводили исследования с урбанистами, активными путешественниками и московскими автомобилистами для поиска типичных сценариев поведения людей в городе. Мы сотрудничали с большим волонтерским мотодвижением и разработали сервис доступа к городской сети видеонаблюдения для помощи гражданам в критических ситуациях. Надеемся, что этот сервис начнет работать как можно скорее, тогда жить в городе станет чуть проще и безопаснее.

Кирилл Чебурашкин

заведующий кафедрой «Дизайн мебели»

Главной задачей этого года стал ввод в эксплуатацию новой высокотехнологичной мастерской прототипирования мебели. Мы планировали провести масштабный эксперимент — разработать с дипломной группой из 8 человек единую коллекцию офисной мебели под общим девизом «Офис с человеческим лицом». Для всех предметов коллекции планировалось изготовить прототипы в материале. Также была нужна текущая корректировка учебных программ по всем спец. дисциплинам кафедры и введение нового экспериментального курса под названием «проектная презентация». Намеченные планы удалось выполнить на 100% и даже более — в марте этого года наша кафедра получила предложение представить школу российского дизайна мебели на крупнейшей мировой выставке мебели ISALONI в рамках проекта Salone Satellite. На миланском стенде нашей академии были представлены фрагменты курсовых и дипломных работ студентов кафедры «Дизайн мебели», некоторые из которых были выполнены в нашей новой мастерской прототипирования.

В июне этого года прошла защита дипломных работ выпускников кафедры «Дизайн мебели». На суд авторитетной комиссии из ведущих специалистов в области предметного дизайна была представлена коллекция офисной мебели Love Work Home, большая часть которой была изготовлена в новой мастерской кафедры. Ребятам поступили предложения производить изделия по их проектам и многочисленные предложения от работодателей. В следующем году планируется продолжение начатой работы — мы надеемся презентовать последнюю дипломную коллекцию в январе 2015 г. на Кельнской международной мебельной выставке. Очень хотим закончить реконструкцию мастерской прототипирования, ввести в эксплуатацию и включить в учебный процесс новый станок гидроабразивной резки и аппарат вакуумной формовки. Также планируется продолжить методическую работу по совершенствованию и доработке учебных программ 3-го поколения. Особый упор мы собираемся делать на освоении современных технологий изготовления прототипов мебели, овладении навыками подготовки файлов для станков с ЧПУ, а также на совершенствовании и углублении курса спецрисунка.

Лена Сидорова

выпускница 2014 года

Ожиданий от дипломного года было очень много. Прежде всего, мне предстояли консультации с действующими мебельными компаниями, к которым приходилось обращаться при создании изделия с нуля. Для меня было очень полезным знакомство с рынком текстиля для мебели. Сотрудничество с Kvadrat оставило сильное впечатление за счет изобилия цветов, текстур и фактур тканей. Меня привлекают тактильные ощущения в дизайне, поэтому мне было очень интересно подбирать и изучать всевозможные варианты, отмечая образцы и для будущих проектов.

За этот год я оказывалась во многих сложных ситуациях: от поиска людей и материалов и вплоть до транспортировки предметов и материалов на другой конец Москвы. Дипломный проект научил меня терпению, выносливости и способности принимать здравые решения вне зависимости от ситуации и уверенности в своем проекте: не нужно отказываться от своих идей, пока они не опробованы и не проверены. Результаты дипломного проекта оказались на очень высоком уровне — я услышала адекватные конструктивные комментарии ГАКа и хотела бы выразить отдельную благодарность Вадиму Кибардину за советы.