Александра Дементьева — российский медиахудожник, чей основной интерес лежит в области социальной психологии и теории восприятия. В работе она использует интерактивные мультимедийные инсталляции, пытаясь расширить потенциал ощущений зрителя. T&P поговорили с художником об особенностях работы в Европе, поисках запчастей, инженеров, идей и вдохновения.

Александра Дементьева

медиахудожник, многократный участник международных фестивалей и выставок, в том числе iMal (Брюссель), File Festival (Сан-Паоло), Mediations Biennale (Познань).

Мастерская

Мастерской как таковой у меня нет. Во-первых, у нас немного другие условия в Европе — искусство всегда субсидируется государством. Это дало возможность для прорыва многих технологий. Например, первые камеры Фред Фореста были получены в том числе в качестве европейского гранта, когда Нам Джун Пайк сам купил Portapak. Жить на гранты трудно, поскольку постоянно нужно писать грантовые заявки. Есть прекрасный текст Бориса Гройса The Loneliness of the Project о нереализованных проектах, где автор как раз говорит о том, что мы все время что-то пишем, примерно половина из этого идет в мусорное ведро, но какая-то часть все же реализуется.

Во-вторых, мастерская как таковая мне не нужна. Я работаю у себя дома. У меня большая комната, которая позволяет мне делать первые макеты инсталляций, пробовать — работают ли сенсоры, как подводить кабели, отлаживать систему захвата изображения или другие детали. После первого тестирования я заказываю большие конструкции, детекторы и другие детали, которые невозможно купить готовыми.

Когда конструкция изготовлена, я собираю всю инсталляцию воедино в одном из культурных центров, которых в Бельгии целая сеть. Только в Брюсселе центров 10–15, они всегда мультидисциплинарны и всегда предоставляют арт-резиденцию. Есть плановые резиденции, которые предполагают выставку и использование проекта художника в дальнейшем, а есть внеплановые, которые готовы предоставить тебе на неделю или месяц помещение, проекторы, звуковые и осветительные системы, оборудование и без каких либо обязательств художника. Поэтому все свои пространственные инсталляции я делаю в таких центрах.

Заказ деталей

Есть несколько сайтов, где я заказываю те или иные датчики: Interface-Z, Infusion Systems, Hacktronics. Например, для меня специально сделали детектор дыхания и затем стали продавать открыто, поскольку уже запустили производство. На eBay можно также купить многие нужные приспособления типа Ардуино или портативных камер. Ардуино сейчас стал практически массовым продуктом, они выпустили Arduino Starter Kit — базовый набор, который позволит вам самостоятельно собрать элементарную систему. Для дальнейшей работы вы должны быть знакомы с законами физики, устройством электричества, необходимым количеством ампер, типами трансформаторов и т.д., но первые практические опыты вы можете провести с небольшими светодиодами дома самостоятельно. Художник, работающий с новыми технологиями, не обязательно все должен делать сам, но он должен хорошо понимать, как и что работает, и что можно сделать, а что нет. А потом приглашать к сотрудничеству инженеров и программистов, которые могут посоветовать или разработать проект.

Команда инженеров

Я сотрудничаю с разными инженерами, но это не постоянная команда. Поскольку я давно работаю с новыми технологиями, используя их в инсталляциях, которые в свою очередь совмещают разные дисциплины и нуждаются в разных компетенциях, то устанавливаются прочные дружеские отношения с теми, кто вовлечен в создание произведения. Например, одна французская пара из Interface-Z: он физик, она биолог, преподают в Сорбонне. Это ученые, решившие посвятить себя художникам, они всегда находят очень интересные технические решения поставленных проблем.

Есть замечательные Алексей Грачев и Сергей Комаров, работающие в «Сайленде», организации, которая работает с технологиями и искусством в Санкт-Петербурге и организует Киберфест.

Кстати, кому интересно и у кого есть интересные идеи, но вы не можете их реализовать, вы можете предложить их «Сайленду», если им будет интересно — с вами будет работать команда специалистов.

Также я работаю с бельгийскими программистами, которые, что немаловажно, почти все имеют художественное образование, при этом они в состоянии делать очень сложные системы. Например, только что приезжал в Россию на разработку программы для спектакля «Смерть Тарелкина» Ясин Себти.

Базовые навыки

Первое, что я хочу сказать, касается не навыков, самое важное — это идеи. И художнику, который хочет заниматься технологиями и делать интерактивные инсталляции, обязательно нужно следить за тем, что происходит в мире. Не только в художественном мире, но и в науке. Художники многое берут из науки (не копируют, а скорее используют технологии): космонавтика, медицинские технологии и т.д. Сейчас, например, интересно развивается система роботов в медицине, которая скоро заменит хирурга полностью, как это ни парадоксально звучит. Или система сенсоров в космонавтике — за всем этим нужно следить.

Что касается навыков, во-первых, минимально нужно знать программирование. Можно научится программировать в бесплатных программах, таких как Pure Data — позволяет много чего сделать. Если совсем сил нет, но хочется иметь хорошую систему поддержки, то можно купить Max MSP, можно на месяц бесплатно загрузить (для студентов, кстати, есть скидки). Max MSP удобен тем, что там хорошая система помощи, сможете самостоятельно разобраться, потому что за каждым объектом стоит определенная функция, и если вы можете выучить это, теоретически вы можете сами начать программировать.

Если вы работаете с видеоинсталляциями, то конечно нужно освоить Final Cut или Adobe Premier, Adobe After Effects, Motion также рекомендую. И это не так сложно, как программирование, можно интуитивно выучить.

3D более сложен, есть Modo, AutoCAD, Maya. Тем, кто работает со звуком, стоит поинтересоваться элементарными программами из того же пакета Adobe, если более серьезный уровень — Cubase, Reason 7. Важно, что даже когда вы работаете с командой специалистов, лучше всегда знать базовые навыки программирования и инженерную базу.

Смерть Тарелкина

Смерть Тарелкина — мультимедийный танцевальный перформанс по мотивам пьесы А.В. Сухово-Кобылина. Под руководством Александры Дементьевой студенты Открытой школы МедиаАртЛаб переосмыслили классическую постановку, предлагая зрителю спектакль в жанре science fiction, внедрение реального события в прогноз о тотальном технобиологическом будущем футуролога Рэя Курцвела.

Смерть Тарелкина — как раз мультидисциплинарный, технологичный спектакль. Нам было интересно построить все пространство спектакля на видео, несущим при этом смысловую нагрузку. Для этого понадобился не один экран и не сигнальный экран, а 5 проекций: 2 экрана, 2 плазмы и напольная проекция, которая создает трехмерное пространство в одной из сцен. Это создает эффект многослойности изображения, поскольку сквозь первый прозрачный экран мы видим второй, видим танцоров — это создает ощущение темы вездесущности системы, слежки, ощущение постоянного присутствия big brothers. Экраны позволяли эту систему подчеркнуть, поскольку взгляд постоянно переходит с одного экрана на другой. Более того, у нас есть видеокамеры в зале, мы снимаем реальную картинку зала и сразу ее интегрируем в визуальный ряд.

Важным условием было управление всей системой одним оператором. Приглашенный программист Ясин Себти свел все наши идеи в единую программу, которая и проецирует видео, управляет звуком, делает маппинг на предметы и т.д.

Вдохновение

Художники

Книги

Я очень люблю кино, и на все инсталляции я была вдохновлена фильмами.

Фотографии Ольги Матвеевой