Фелипе Ромера — глава ассоциации технопарков Испании и генеральный директор технопарка Андалуссии. T&P поговорили с ним о том, всегда ли инновации являются благом, каким вопросом не нужно задаваться начинающим стартапам и во что инвесторам лучше вкладывать деньги.

Фелипе Ромера

глава ассоциации технопарков Испании и генеральный директор технопарка Андалуссии

Это большой вопрос, но все же — в чем секрет коммерциализации науки?

— Сделать науку коммерчески успешной нелегко. Прежде всего необходимо объединить науку и рынок. Один из путей — создать научную компанию. Это будет легкий путь: и знание, и управление в этом случае будут в руках одного человека (это будет одновременно и ученый, и владелец компании). В такой компании будет легко создать научную программу, которая позволит эффективно взаимодействовать с университетами. Другой путь — это создать связующее звено между компаниями и наукой — создать среду, где компании смогут за свои деньги получать знания. Создавать такую среду очень важно, потому что в большинстве случаев наука очень далека от рынка — а тот, кто далек от рынка, не понимает трендов и заработать ему будет просто невозможно.

В нашем парке есть много компаний, которые тесно сотрудничают с университетами. Раньше знания компаниям передавались в университетском кампусе. Но как только офис переместился в парк, университет сразу же увеличил прибыль от коммерциалииции технологии в три раза. Это решение оказалось очень эффективным: теперь знание передается компаниям в специальном месте, расположенным в шаговой доступности от них.

Большинство людей понимает, что инновации хороши для компании, но почему при этом не все компании ими занимаются?

— Инновация означает риск, а риск всегда грозит провалом и банкротством. Но для культуры инновации неудачи жизненно необходимы. Проблема в том, что компания, которой не повезло, должна быть достаточно большой — иначе в случае неудачи ты можешь просто исчезнуть. Нужны силы, чтобы продолжать свою работу.

«Чтобы получить одну суперуспешную компанию, нужно создать 100 и быть готовым к тому, что 80 провалятся»

Неудача — это один из этапов естественного развития компании. Только преодолев несколько провалов компания может стать успешной. У ряда преуспевающих компаний Силиконовой долины спрашивали, сколько провалов у них было и они называли цифру пять — это значит, что компании нужно пережить минимум пять провалов, чтобы потом преуспеть. Многие не понимают этого, и на стадии стартапов начинают развивать свой продукт с надеждой на мгновенный успех. Анализ статистики и больших данных показывает нам, что такие удачи случаются крайне редко.

Поэтому очень важно создавать пространства и среду, где культура инновации может развиваться. Культура инновации нужна, чтобы в случае провала у компании была поддержка. Это такое специальное пространство, где можно делать ошибки, и после этого продолжать свою жизнь. Каждый год в Малаге появляется 100 новых компаний, а всего у нас есть около 400 компаний-предпринимателей. Из них обречены на провал около 80-ти. Все эти 100 новых компаний — хорошие, но среди них обычно появляется только одна компания, которая будет по-настоящему успешной. Только она одна сможет нанять сотню инженеров и заработать, например, 10-20 млн евро — то есть будет расти очень быстро. Получается такая арифметика: чтобы получить одну суперуспешную компанию, нужно создать 100 компаний и быть готовым к тому, что 80 провалятся.

Какие инновации в бизнесе сделают мир лучше? На что бы вы поставили свои деньги?

— В мире многое меняется, и никто не знает, что будет завтра, так что мне сложно ответить на этот вопрос. Будущее неизвестно, даже после долгих переговоров и анализа документов инвесторам бывает трудно предсказать, на что лучше потратить свои деньги. Люди, которые вкладывают деньги в инновации, выбирают из нескольких сотен проектов. Из них они, например, решают вложить деньги в десять проектов. Через три-четыре года при нормальном развитии событий половина проектов окажется неуспешной — и инвесторы потеряют деньги. А оставшиеся пять проектов за эти три-четыре года едва ли принесут достаточно прибыли. И только один или два из этих проектов принесут много денег. Это, опять же, простая арифметика: чтобы заработать, нужно просмотреть двести проектов, выбрать из них десять, и тогда один из этих проектов может принести много денег.

Инвестиции в инновации больше похожи на лотерею. Но при этом инновации все равно развиваются: по всему миру появляются новые сервисы, новые компании. В Силиконовой долине каждые три-четыре года создается компания с доходом в миллиард долларов. В этой комнате (DI Telegraph, прим. ред.) сидят люди которые могут создать, наверное, порядка 300 проектов. Один из этих проектов обязательно будет очень успешным. Вы спросите меня — кто это будет? Никто не знает. Скорее всего, инвестор просто выразит симпатию одному из проектов, вложив в него деньги — но кто из сидящих здесь людей преуспеет, никто не может знать наверняка.

О какой проблеме в инновациях и стартапах сейчас слишком мало говорят?

— Проблема инноваций заключается в следующем: мало людей на самом деле понимает, что это такое. В Испании политики много говорят об инновациях, утверждают, что это очень важно, что этим нужно заниматься. Это очевидно — но не так очевидно, что же именно нужно для этого делать. Ответа на этот вопрос у политиков обычно нет. Никто не знает, что нужно делать, чтобы получить успешную инновацию. Инновация очень важна для экономического развития, но не так много людей умеют управлять инновационными процессами.

За инновационными процессами нужно наблюдать издалека, не вмешиваясь в их естественное развитие — создавать окружающую среду, создавать компании. Инновация — это нематериальный, неосязаемый процесс. Не очень понятно, как можно описать инновацию, управлять ею — если подойти к ней вплотную и попытаться вмешиваться в ее процесс, она просто исчезнет.

Работа с университетом — один из приоритетов технопарка в Малаге. Почему вы считаете, что сотрудничать со студентами так важно?

— Образование в целом очень важно для культуры инновации. Начинать говорить о культуре инновации нужно в школах и университетах — нужно привить ее вирус студентам и школьникам. Показывать им креативные пространства, устраивать экскурсии по компаниям, приглашать на лекции знаменитых бизнесменов.

«Знание нельзя потрогать, оно так же нематериально, как и наш ум, но инновация — это продукт, который стоит на службе знания»

Я занимаюсь инновацией всю свою жизнь и понял, что есть только одна абсолютная истина — компании развиваются лучше в инновационных пространствах, чем за их пределами. Точно так же, как и с развитием человека: у всех есть врожденная предрасположенность к чему-то, но окружающая среда необычайно важна. Именно среда будет влиять на количество языков и навыков, которыми вы овладеете, на ваш уровень образования. Студенты — это ключ к инновации, потому что кто, в конце концов, обеспечивает инновацию? Люди. Качество инноваций зависит от качества этих людей. Поэтому идея инноваций должна изучаться в школах, должна стать частью общего образования.

Есть ли какой-то вопрос, который вы ненавидите, когда вам задают?

— Об инновациях не нужно много говорить, ими нужно заниматься. Тем же, кто только планирует те или иные стартапы, я скажу одну-единственную вещь: пожалуйста, не думайте много, лучше скорее воплощайте свои идеи в жизнь. Инновация — это практика. Знание нельзя потрогать, оно так же нематериально, как и наш ум, но инновация — это продукт, который стоит на службе знания, и он — материален, к нему можно прикоснуться. Так что, пожалуйста, скорее воплощайте в практику свои идеи — это лучший ответ на все вопросы об инновации.