Как стать героем? По законам поп-культуры для этого нужен радиоактивный паук, специальный боевой костюм или острое желание отомстить за смерть близких. Но с точки зрения науки этого явно недостаточно. В журнале Wired нейробиолог Кристиан Джарретт рассказывает, что физически отличает героев, готовых пожертвовать собой ради блага других, от эгоистичных обывателей — речь идет об активации особых зон мозга в момент опасности. T&P перевели главные тезисы.

Я никогда не забуду сцену из одного фильма, который я посмотрел в детстве. Там пассажиры горящего и тонущего корабля добрались до последнего безопасного участка — казалось, все они обречены. Но один мужчина решился буквально стать мостом к той части судна, где спасение еще было возможно. Остальные, перейдя по нему, преодолели пропасть, а он, изнеможенный, рухнул вниз. Я не могу вспомнить название фильма и не знаю, почему пассажиры просто не могли перепрыгнуть это препятствие. Но героизм этого человека прочно впечатался в мою память.

Вот почему новое нейроимиджинговое исследование привлекло мое внимание. Итальянский нейробиолог Марко Зэнон и его коллеги просканировали головы 43 взрослых (из них 30 — женщины), в то время как они участвовали в искусственно созданной чрезвычайной ситуации. Надев очки виртуальной реальности и наушники, испытуемый встречался в смоделированной на компьютере комнате с еще тремя, как ему казалось, участниками эксперимента. На самом деле это были аватары, управляемые компьютером. После того как подопытный и подставные герои немного привыкали к помещению, внезапно раздавался сигнал пожарной тревоги. Участников эксперимента настраивали на то, чтобы они вели себя как в обычной жизни — так что они спешно начинали искать способ эвакуации. Драматизма добавляла имитация дыма и пламени, а также звуки кашля и сердцебиения.

Но рядом с выходом, в тот момент когда у испытуемого почти заканчивалась «жизненная сила», он находил одного из аватаров, застрявшего под тяжелым шкафом с бумагами — а значит, обреченного на смерть. Каждый участник сталкивался с выбором — попытаться спасти раненого (в условиях эксперимента значилось, что объекты можно перемещать нажатием джойстика; для спасения человека требуется 150 нажатий) или продолжить двигаться к выходу. Мозг испытуемых сканировался во время всего этого виртуального приключения. Ученые использовали подход, известный как анализ независимых компонентов: его суть в том, чтобы отследить, какие участки мозга вовлечены во взаимосвязанную активность.

«Герои склонны проявлять большую эмпатию к попавшему в беду человеку. Но возможен и другой вариант: они больше беспокоятся за свою репутацию»

По результатам эксперимента наблюдатели выявили 16 героев, включая 11 женщин, которые спасли застрявшего человека. Другие 19 (из них 12 — женщины) прошли мимо. А остальные восемь попытались помочь, но сдались — так что их результаты ученые решили не анализировать. Зэнон и его коллеги обнаружили три зоны в мозге, которые по-разному активизировались у альтруистов и остальных участников. Первая, наиболее активная у эгоистичных подопытных, расположена в центральной доле (островок Рейля) и передней среднепоясной коре, но также включает и другие области, таламус и мозжечок. Зэнон говорит, что эта сеть обычно отвечает за отслеживание потенциально опасных предметов и ее активность свидетельствует о поиске решений, позволяющих избежать этой опасности. Другими словами, эгоистичные испытуемые острее чувствуют, что подвергаются риску (правда, у этой теории слабые статистические доказательства), чем те, кто ведет себя героически, и, следовательно, у них возникает большее желание защитить себя.

Две другие зоны активизировались у участников-героев, особенно когда они встречались с попавшей в ловушку жертвой. Первая включает в себя медиальную орбитофронтальную кору и переднюю часть поясной извилины мозга. Их активность ученые связывают с интересом к мнению других людей. Вторая зона расположена на стыке височной и теменной доли — считается, что эта область ответственна за мысли о других людях и за способность отличить себя от других. Очевидная трактовка — герои склонны проявлять большую эмпатию к попавшему в беду человеку. Однако ученые признали, что возможна и другая интерпретация: активность мозга свидетельствует о большем беспокойстве за свою репутацию.

Как нам относиться к этому эксперименту? С одной стороны, впечатляет его амбициозность. Большинство исследований альтруизма и просоциального поведения строится на финансовых играх или на простых опытах с монеткой, которую ученые в целях провокации бросают на тротуар. Такие методы не особо помогают понять, как все устроено на самом деле. И вот наконец появилось исследование, в основе которого — экзистенциальная драма, пусть и происходящая в виртуальном пространстве. С другой стороны, пока что результаты выглядят спекулятивными, ведь активность в определенной части мозга и функция, за которую она отвечает, не связаны напрямую. Поэтому эти процессы можно интерпретировать по-разному.