worldmapper

[Купить на Озоне](http://www.ozon.ru/context/detail/id/4734501/)

Фраза «Времена не выбирают» мало утешает сегодня обычного, нормального русского человека. Нормальный русский человек любит свой народ и Родину. Но никакая сила не сподвигнет его поддержать «Русские марши», которые проводятся, как будто со специальной издевкой, в День народного единства.

Нормальный русский человек – ни за что не пойдет на «Русские марши» и не хочет, чтобы десятилетние школьники делились на тех, кто идет на урок к батюшке, мулле или раввину.

Нормальный русский человек гордится великими делами предков, кои, в подавляющем большинстве, были православными воинами. Но не хочет, чтобы в России 21 века десятилетние школьники делились на тех, кто идет на урок к батюшке, кто к пастору, а кто — к мулле или раввину.

Нормальный русский человек с удовольствием ездит в Европу и Америку, искренне стараясь взять оттуда что-то хорошее и привнести в нашу жизнь. Но не бьется в истерике: «Все наши беды с Запада» или «Вот где живут по-человечески, не то, что в России — грязь, да пьянь, да рвань».

Надо признать, однако, что от сегодняшних реалий нормальному русскому человеку начинает казаться, что не очень-то он и нормален: кто сошел с ума — я или мир?! Тогда он пытается по мере возможностей разобраться в том, что происходит сегодня с нами и вокруг нас, кто мы и куда идем. В этот момент книга «Русский мир в контексте мировых цивилизаций» будет для него просто неоценима. Здесь надо уточнить, что это не литературное произведение в обычном значении этого слова. Это расшифрованные с кассетного магнитофона и отредактированные лекции, которые автор курса — доктор филологических наук профессор Валентин Иванович Фатющенко — читал на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ с 1994 по 2006 год.

Когда католики и православные сняли друг с друга проклятия?

Достоинства курса можно перечислять долго. Легкий стиль изложения при огромной насыщенности фактами: кто сказал, что Москва — третий Рим, а четвертому не бывать? когда католики и православные сняли друг с друга проклятия? что раздражало Толстого в творчестве Гете?

Огромное количество отсылок, авторов, списков литературы — что, как ни странно, не загромождает книгу, но делает ее очень полезной еще и в качестве справочника по самому широкому кругу вопросов. Четкая структура и яркие образы (17-летний Валентин, приехав в 1953 году в Москву из Тарусы, долго раздумывал, куда поступать: на филфак МГУ или на мехмат).

Но главное достоинство книги — очень объективный стиль изложения. При том, что разбираются такие животрепещущие, ключевые для нашей современности слова, как «русская идея», «мессианство», «славянофилы», при том что сам автор — живой, страстный и очень любящий свою страну человек, чуть ли не через лекцию встречается: думайте сами, я просто перечисляю вам все, что написано по этой теме.

Возможно, именно из-за отсутствия назиданий эта небольшая книжка как будто открывает духовное зрение. Все вокруг проясняется, и ты видишь уже не хаос веков, идей, призывов и религий, а стройное пространство, где всякое явление и всякий народ занимают свое достойное место. И на свою русскость смотришь уже не как на тяжкий крест или, наоборот, богоизбранность, а как на большую, судьбой данную радость.