Неудача часто оказывается полной неожиданностью для основателя стартапа, но все ошибки, совершаемые на самой ранней стадии развития бизнеса, на самом деле очень похожи. «Теории и практики» изучили книги и высказывания предпринимателей и инвесторов и составили список типичных примет несостоявшегося стартапера.

Необщительность

Каждому, кто начинает свое дело, придется искать поставщиков, клиентов, инвесторов, подрядчиков и многих других. Постучаться в дверь и предложить сотрудничество — отличный способ, но он почти не работает. Это можно понять: бизнес не любит лишнего риска, а связываться с незнакомым парнем может быть чревато. Дарси Резак, идеолог позитивного нетворкинга, в своей книге «Связи решают все» рекомендует не пропускать мероприятия с полезными людьми, а также не относиться свысока даже к самым, на первый взгляд, невлиятельным знакомым. Еще одна заповедь Резака — это использование старых добрых визиток. Они помогут людям запомнить имя и название компании нового знакомого. Чтобы информация не терялась, Резак оцифровывает все до единой визитки, что к нему попадают. Аналогичный подход у сооснователя платежного сервиса Qiwi Андрея Романенко. Он давно с этим не справляется сам: контактную базу, в которой только поставщиков 40 тысяч, помогает вести секретарь. Подход явно работает: Qiwi давно стала крупнейшей платежной сетью России, ее капитализация превышает два миллиарда долларов.

Консерватизм

Известный калифорнийский предприниматель Рауль Варшнея, создавший SMM-сервис для стартапов Foster.fm, считает, что провал неминуем, если не суметь быстро адаптироваться. Рынок и потребности клиентов меняются молниеносно, вы должны быть готовы бросить все, над чем работали полгода, если это необходимо. Слепо придерживаться бизнес-плана — путь неудачников, так что надо быть готовым к изменению курса. У основателя венчурного фонда 500 Startups Дейва Макклюра похожий подход. Он говорит, что ничего не получится у тех, кто проработал в корпорации пять и больше лет. Такие люди слишком дорожат стабильностью.

Узкое мышление

В обсуждении ранних признаков провала стартапа на Quora упоминают выбор слишком узкой ниши. Правильно выбранная ниша может помочь стартапу выстрелить, но, если она чрезмерно узка, это смерть для бизнеса. Оценивая идею стартапа, обязательно нужно проверить ее на возможность масштабирования или даже глобальной экспансии. Без этого о привлечении инвестиций можно забыть.

Расточительность

Фаундерам ни к чему тратить половину стартового капитала на аренду красивого офиса, компания вполне может обойтись без секретаря, а найм самых дорогих специалистов оправдан далеко не всегда. О плюсах бутстрэппинга (основатели при таком подходе не привлекают внешнего финансирования и оставляют контроль у себя) можно говорить бесконечно, но экономить при этом приходится по умолчанию. Но важно не просто считать каждую копейку, а стараться оптимизировать процессы. Про бутстрэппинг написано немало книг, но одна из самых исчерпывающих — «Библия бутстрэппинга» Сета Година, которую можно скачать бесплатно.

Слепое копирование

Успех идеи в США совсем не гарантирует успеха в России. Дело в размерах рынка. Допустим, вы делаете приложение для айфона, аналог которого в Штатах скачали миллионы пользователей. Но там живет, по данным ComScore на 2014 год, 70 миллионов пользователей айфонов, а в России — лишь 6,5 миллиона. Ситуацию усугубляет стоимость услуг программистов, в Москве она почти достигла уровня США. Ждать, когда они окупятся, придется долго. На этом фоне подход российских инвесторов кажется бесчеловечным — они до сих предпочитают вкладываться в то, что уже выстрелило на Западе, оригинальным проектам очень сложно добиться финансирования. Но это лишь еще один повод следовать заветам бутстрэппинга. Смотрите пункт 4.

Неудачный выбор команды

Обычно стартаперам рекомендуют не начинать дело с друзьями или родственниками, но из этого правила есть масса исключений. Например, брат сооснователя «Вконтакте» Николай Дуров — скромный гений, ответственный за техническую часть социальной сети. Навыки человека важнее наличия или отсутствия родственных связей. А еще важен баланс. Сооснователь тревел-стартапа Mozio.com Дэвид Литвак считает, что если у компании есть несколько нетехнических основателей и всего один программист, то ничего хорошего из этого не выйдет. При этом инвесторы обращают внимание не только на навыки фаундеров, но и на их количество. Например, во ФРИИ всего один основатель — это стоп-фактор.

Отсутствие искреннего интереса к выбранной сфере

Калифорнийский серийный предприниматель, ментор в Lean Startup Machine Уилльям Пьетри говорит, что не стоит даже начинать делать то, о чем вы не готовы думать каждый день. Он признается, что никогда не был фанатом спорта, а значит, бесcмысленно создавать стартап в этой сфере: он ему надоест до того, как начнет приносить деньги. Нет ничего лучше, чем быть потребителем своего продукта.

Сомнения в правильности выбранного пути

Все и всегда будут говорить, что вы скоро провалитесь, не сможете монетизировать свою идею и не выдержите конкуренции. История знает массу примеров стартапов, которым не светило ничего, а потом они стали зарабатывать миллиарды. Никто не верил в Facebook, когда он только начинался, все говорили: «Зачем он нужен, когда есть MySpace или Friendster?» Когда Dropbox только выходил на рынок, уже было несколько десятков его аналогов. Поверить в успех PayPal было практически невозможно — двадцатилетние создали сервис, в котором нужно использовать ненадежный почтовый аккаунт. Но у них получилось.