Чем занимается социология эмоций, как наши чувства связаны с культурой и почему так важно изучать стыд в современном обществе, рассказала доцент кафедры общей социологии факультета социологии НИУ ВШЭ Ольга Симонова на открытой лекции в кинотеатре «Пионер». «Теории и практики» публикуют основные тезисы.

Прежде чем начать говорить о стыде, стоит вкратце объяснить, что это за наука — социология эмоций. Она возникла в Западной Европе несколько десятилетий назад и пытается ответить на три ключевых вопроса: что такое эмоции, иррациональны ли эмоции и каково соотношение биологического и социального начала в человеке. Ответы на них можно найти, изучив социальные условия, в которых можно проследить определенные эмоциональные модели поведения. Например, какие социальные цепочки начинают работать в тот момент, когда целая нация испытывает унижение.

На первый вопрос наука пока не может дать конкретного ответа. Поэтому ученые рассматривают эмоции как сложный комплекс составляющих: мимика, паралингвистические жесты (интонация, вскрикивания, учащенное дыхание), когнитивная или сознательная оценка ситуации (в зависимости от того, как мозг воспринимает ситуацию, произойдет либо усиление, либо ослабление эмоции, то есть не эмоция влияет на оценку ситуации, а оценка ситуации влияет на эмоцию). Также ученые доказали, что в основе принятия всех рациональных решений лежит именно эмоция. Стоит отметить, что зона, отвечающая за эмоции, находится где-то в древней части мозга, и, возможно, именно она играла важную роль в формировании человека. Это ответ на второй вопрос.

Для ответа на третий вопрос социологи начинают исследовать влияние эмоций на некоторые сферы общества. И приходят к выводу, что чувства пронизывают повседневность настолько, что поддерживают все социальные структуры (преступность, спорт, неравенство и др.), и зависят от культурно-исторических условий. Помимо всего прочего, для социологии не существует классификаций эмоций, они все едины.

Теперь более подробно рассмотрим, что такое стыд с социологической точки зрения. Первое научное описание стыда появилось в работе Чарлза Дарвина «Выражение эмоций у животных и человека». В ней ученый отмечает, что, когда человек стыдится, он краснеет. Потом другие специалисты дополнили основные признаки: учащенное дыхание, опускание глаз, желание скрыться, ощущение собственной незначительности, повышение голоса и даже потеря дара речи.

«Стыд — важный эмоциональный компонент, позволяющий нам настраивать тонкую «калибровку» при взаимодействиях с другими людьми»

Позже возникло убеждение, что эта эмоция — врожденная, однако исследования опровергли данную теорию и показали, что чувство стыда меняется с возрастом. А в современном мире мы замечаем его все реже — потому что проявление стыда можно увидеть только в критический момент, а потом человек начинает себя контролировать.

Со стыдом тесно связаны такие понятия, как гордость и вина; а также у него есть разные степени интенсивности — замешательство, поверхностный стыд (легко маскируемый), бесчестье или позор (самая острая форма проявления). А сама эмоция невозможна без присутствия другого человека, свидетеля. Ведь стыд автоматически повышает нашу чувствительность к оценкам окружающих — если у человека есть проблемы с самооценкой, он будет сильнее переживать эту эмоцию. Стыд учит нас вести себя должным образом при социальных взаимодействиях и заставляет нас контролировать себя. Кроме того, стыд — важный эмоциональный компонент, позволяющий нам настраивать тонкую «калибровку» при взаимодействиях с другими людьми: по своим внутренним ощущениям мы можем понять, насколько откровенными стоит быть с тем или иным человеком.

В социологии нет единого мнения, хорошо это или плохо — испытывать стыд, но точно известно, что он запускает механизм социальной солидарности, лежит в основе единства, толкает к подражанию, самоопределению, повышает внимание к оценке окружающих, помогает адаптироваться и социализироваться в обществе, аккумулировать силы, чтобы не потерять лицо. В науке существует объяснение и тому, почему мы так не любим стыдиться: мы попросту боимся разрыва социальных связей.

По последним исследованиям, стыд еще и регулирует выражение всех других эмоций. Например, если вы кого-то сильно любите, стыд будет контролировать проявления этой любви. Все другие чувства тоже проходят проверку на стыд. Американский социолог Томас Шефф описал одну из распространенных моделей стыда на основе наблюдений за семейными парами: если стыд не проговаривается между супругами, а, наоборот, подавляется, в определенный момент он вдруг возвращается с новой силой, и происходит вспышка гнева, тем самым порождается новый приступ стыда, который опять начинает подавляться — и так до бесконечности. Шефф неожиданно замечает, что к насилию в семье больше склонны те мужчины, которых на работе открыто унижают.

Другой интересный вывод Шефф сделал, наблюдая за бедными людьми в капиталистическом обществе. Бедняк, постоянно сравнивающий себя с успешным человеком, начинает либо негативно оценивать себя, при этом чувствуя постоянный недостаток уважения к себе, либо уходит в состояние депрессии. Затем Шефф описывает состояние предвоенной нацистской Германии: стыд и отсутствие гордости. И делает вывод, что постоянное неосознанное чувство унижения породило желание реванша.

Посмотреть видео лекции можно здесь.