Как и, главное, зачем снимать кино в России? Задыхающийся отечественный кинорынок мало что может предложить молодым кинематографистам. В чешской киношколе «Дом кино» начинающих режиссеров и продюсеров научат искать финансирование в европейских фондах и на краудфандинговых площадках, сотрудничать с журналистами и планировать PR-стратегию для своих проектов. Татьяна Деткина, основатель школы, ученица Алексея Германа, рассказала «Теориям и практикам», что важно помнить при создании фильма и почему учиться снимать русское кино нужно в Европе.

Татьяна Деткина, режиссер и продюсер, основатель школы «Дом кино»

Алексей Юрьевич Герман рассказывал на занятиях истории. Чаще всего это были обучающие примеры или коаны, то есть примеры, не поддающиеся немедленному уразумению, но предназначенные для подкрепления грядущего опыта. Это была демократичная форма — не пользуясь положением педагога, что-то донести. Жаль, что он не создал школы. Тот мирок, к которому он нас готовил, рухнул, а широкий мир не открылся.

Времена, когда фильмы годами приходили к зрителю по одним и тем же каналам, прошли. Не «проходят», а «прошли». Официальные каналы мелеют. Зрители из кинотеатров и от телевизора уходят в интернет и смотрят кино даром. Но после интернет-просмотра зрители могут вернуться в кинотеатр, на определенный фильм. Или они могут купить подписку на HBO. Мы наблюдаем совершенно другую воронку конверсии зрительского интереса. Для чего режиссеру нужно понимание того, что происходит на рынке? Для того, чтобы оказаться на рынке. Понимать, где рынок есть, а где рынок умер, надо именно для того, чтобы попасть на рынок, а не в морг.

Когда 60 процентов бюджета фильма — реклама, когда государство поддерживает мейджоров, поздно себя обманывать. Ну, вымоете вы пол министру культуры, ляжете под денежную капельницу, заработаете на протекционистских мерах, но это все равно что всю жизнь провести в реанимации. Деньги можно искать в альтернативных источниках, и в школе мы расскажем, где именно.

Памятка из нескольких пунктов для начинающих режиссеров — это всегда, как мне кажется, блеф. У всех разные пути. Тем не менее в школе мы будем решать производственные и творческие задачи, исходя из предположения, что и вышенаписанные и нижеследующие утверждения работают. Поэтому вот список советов режиссеру на распутье:

— Тестируй идеи, всегда имей 15 идей в запасе.

— Развлекай, не проповедуй.

— Найди партнера-продюсера. В школе мы будем обсуждать, кто еще может стать партнером в производстве фильма.

— Не путай партнеров и тех, кто с тобой проходит лишь часть пути. Надо еще посчитать, как, кого и когда нанимать.

— Думай о зрителе. Думай, что твоя мама — зритель, думай, что твой сосед — зритель, вот тот человек на переходе, вот эти соседи в трамвае… Мы расскажем, какова «норма приставания к прохожим» в Чешской Республике.

— Наблюдения, исследования, шестилетнее высшее образование — это не роскошь, а необходимость.

— Участвуй в увлекательной международной игре «Я сам буду распространять свой фильм». Нужно анализировать кейсы независимых производителей и понимать цифры.

Почему чешские и чехословацкие фильмы — важная часть мировой культуры? Почему чешские фильмы — органическое продолжение культуры локальной? В Чехии смотрят свое кино — и игровое, и документальное, и фильмы последних лет. Разбирают на цитаты и снова смотрят. Почему? На это все ответы есть, но нам в школе про это не рассказывали. Может быть, сейчас и учат этому и скоро мы «переймем опыт» и увидим «рас-свет» или «рас-цвет». Одна из причин, почему мы открыли школу в Чехии, — большая конкуренция. Здесь больше капитализма, чем в Германии, например, и тот, кто поймет, как стартовать тут, сможет стартовать везде.