Обезьяны, медведи и дельфины научились пользоваться планшетами — причем они способны не только выполнять специальные задания за еду, но и играть с гаджетами просто ради удовольствия. Чем животных привлекают видеоигры и почему самим фанатичными игроками оказываются детеныши-подростки? На BBC вышла статья на эту тему, а T&P публикуют перевод.

Эсми, Молли, Куинн и Эмили живут вместе в Австрии. Их любимая еда — грибы, сахарная кукуруза и клубника, а одно любимых занятий — игры на планшете. Возможно, вы подумали, что речь идет о четырех подростках, но нет: Эсми, Молли, Куинн и Эмили — это черепахи, и их поведение изучают специалисты по когнитивной биологии Венского университета.

Исследовательница Джулия Мюллер-Паула и ее коллеги хотели понять, смогут ли рептилии справиться с пространственным когнитивным тестом. Для этого ученые воспользовались компьютером с тачскрином. На протяжении первой половины эксперимента черепахи должны были прикасаться к небольшому кружку, находившемуся с правой стороны экрана. Во второй же части — наоборот, нужно было выбрать кружок с левой стороны. За выбор правильного кружка черепахам доставалось вознаграждение в виде корма.

Все четыре черепахи научились пользоваться тачскрином еще до начала эксперимента. Но только две из них — Эсми и Куинн — поняли, как заработать с его помощью еду. Мюллер-Паула пока не может с уверенностью сказать, почему Молли и Эмили не догадались, как справиться с заданием, — учитывая, что до начала эксперимента все четыре черепахи показывали примерно одинаковый уровень мыслительных способностей. Этот опыт помогает нам по-новому понять пространственное мышление рептилий и, что немаловажно, дает пример того, как устройства с тачскрином можно использовать при изучении животных.

Черепахи не единственные животные, которые научились работать с планшетами. Например, есть Канзи, карликовый шимпанзе — ему чуть больше тридцати лет и он живет вместе с другими бонобо в обезьяньем питомнике Де-Мойна штата Айова. Канзи теперь умеет общаться с исследователями c помощью набора из 400 лексиграмм — графических символов, каждый из которых соотносим с определенным словом.

Психолог Дженнифер Вонк уже на протяжении нескольких лет использует планшеты для изучения мыслительных способностей медведей. В 2012 году Вонк опубликовала новую статью в журнале «Animal Behaviour». В ней она говорила, в частности, о том, что, хотя распознавание животными чисел уже активно изучалось, большинство опытов было проведено с социальными животными: обезьянами, дельфинами, воронами, попугаями. Вонк вместе с коллегой Майклом Дж. Бераном выдвинули предположение, что навык распознавания чисел может быть вызван необходимостью отслеживать и «пересчитывать» представителей своей группы. Поэтому они решили исследовать мыслительную активность несоциализированных хищников и выбрали для этого бурых медведей. Предполагалось следующее: если навык распознавания чисел не был связан с принадлежностью к социальным животным, то у бурых медведей с ним тоже все должно было быть в порядке.

Во время этого эксперимента три американских бурых медведя — Брутус, Дасти и Белла — научились использовать компьютерное устройство со специальным тачскрином, выдерживающим прикосновение их огромных лап. Если они дотрагивались до «правильного» кружка на экране, то в качестве вознаграждения получали корм. Медведи отлично справились со своим тестом, доказывая тем самым, что численное распознавание не связано напрямую с социализацией животных.

Еще одна интересная идея: планшеты могут помочь животным, которые содержатся в зоопарке. Ведь они не проживают жизнь, свойственную их виду на воле, и вследствие этого некоторые их потребности остаются нереализованными. В 2012 году исследовательница Хелен Бустром раздала шести орангутангам и десяти шимпанзе из Хьюстонского зоопарка айпады в рамках своей магистерской работы. Она хотела установить, смогут ли эти новые технологии обогатить опыт подневольных обезьян.

По прошествии некоторого времени Бустром заметила, что больше всего обезьянам нравилось использовать приложения с яркими красками и звуковыми эффектами. Как часто бывает и у людей, по максимуму все возможности айпада использовали обезьяны-подростки (они быстрее всего разобрались во всех девяти загруженных для них приложениях). А среди взрослых особи женского пола проявляли больший интерес к планшетам, чем самцы. Хотя так же, как и у детенышей-подростков, у каждого животного обнаруживались свои индивидуальные предпочтения.

Недавно айпады стали использоваться также для тренировок пингвинов в аквариуме Long Beach неподалеку от Лос-Анджелеса. Двое детенышей-подростков, Джереми и Ньюсом, пришли в восторг от игры под названием «Кошки-мышки». «Ньюсом постоянно гоняется за мышкой и пытается поймать ее своим клювом, — пишут смотрители в блоге аквариума. — Кажется, ему особенно нравится писк, который издает мышка, если ему удается ее поймать». Ньюсом даже установил в этой игре своеобразный пингвиний рекорд: 1600 баллов.

Среди разных видов животных — от орангутангов до пингвинов — именно детеныши больше всего любят играть с тачскрином. Возможно, они, в отличие от их родителей, могут наслаждаться игрой, не думая о том, где достать пропитание и как не оказаться чьей-то жертвой. Может быть, причина в том, что их молодой мозг легче справляется с усвоением новой информации. А может быть, цвета и звуки видеоигр доставляют больше удовольствия их развивающимся органам чувств. Неоспоримым остается лишь тот факт, что каждый из них время от времени не прочь поиграть в видеоигры.