Акселераторы и инкубаторы помогают перспективным проектам на ранней стадии развития — и те и другие предоставляют офисные помещения, знакомят с экспертами рынка, рассказывают о тонкостях ведения бизнеса. Но у них есть и отличия. Акселераторы делают ставку на скорость и интенсивность, проект должен показать определенные результаты за ограниченное время программы и достичь четко поставленной цели по ее окончании. Кроме этого, акселераторы обычно инвестируют в свои проекты. Инкубаторы же ориентированы на более долгие сроки, и резидентство в них оплачивается. Но часто эта разница остается формальностью, и резиденты сотрудничают на индивидуальных условиях. T&P составили гид по самым популярным российским акселераторам и инкубаторам.

Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ

Инкубатор, который был открыт в декабре 2006 года как структурное подразделение НИУ ВШЭ, поддерживает инновационные стартапы в любых отраслях. Ими могут стать не только компании, но и просто физические лица и команды — после того как пройдут отбор. Он проходит два раза в год — весной и осенью. Нужно заполнить заявку на Russian Startup Rating, где будет рассчитан рейтинг перспективности стартапа. Исходя из него, проекты отбираются на финальную экспертизу, потом проходят обязательную образовательную программу HSE Pro, а после ее окончания по желанию остаются в бизнес-инкубаторе НИУ ВШЭ. Также в течение года команды могут подать заявку без прохождения HSE Pro. Для анкеты нужно описание проекта и презентация.

Стоимость резидентства составляет 120 тыс. руб. в год, оплачивается помесячно. Сумма включает в себя три места в коворкинге, доступ к офисной инфраструктуре, подбор ментора, поиск инвестора (при необходимости), консультации с куратором стартапов и пиар. Резидент знакомится с ведущими специалистами в сфере своего проекта, получает менторскую поддержку, принимает бесплатное участие в мероприятиях для стартапов.

В числе известных выпускников бизнес-инкубатора — система мониторинга и аналитики соцмедиа Wobot, навигатор пенсионного рынка PensiaMarket, сервис доставки из интернет-магазинов в регионы TopDelivery.

Бизнес-инкубатор «Ингрия»

Петербургский инкубатор был открыт на базе технопарка «Ингрия» в декабре 2008 года, а годом позже запустилась его вторая площадка, но уже на базе Государственного университета информационных технологий, механики и оптики.

Резиденты получают поддержку по четырем направлениям: маркетинг, привлечение инвестиций, сотрудничество с менторами и HR. У команд появляется свой аккаунт-менеджер, одно рабочее место в коворкинге и допуск к услугам партнерской сети. Стоить это будет 4200 руб. в месяц. Есть и дополнительные услуги, которые оплачиваются отдельно, — аренда офисов и кьюбиклов.

Чтобы стать резидентом, нужно заполнить заявку, после чего она пройдет экспертизу. Проект должен иметь юридическое лицо, команду, состоятельную бизнес-модель, относиться к малому бизнесу и отличаться от конкурентов. Подробнее о критериях отбора можно узнать здесь.

С 2009 года резиденты инкубатора привлекли более 1,1 млрд рублей инвестиций, а объем выручки составил больше 1,2 млрд рублей. Известные проекты — агентство новых медиа 2Nova, онлайн-консультант LiveTex, сервис по созданию визуального резюме ResumUp.

Бизнес-инкубатор МГУ

Бизнес-инкубатор был основан в 2010 году в рамках университетской программы поддержки инновационного предпринимательства. Он помогает командам открыть юридическое лицо, предоставляет посевные инвестиции, проводит обучение в таких областях, как customer development, интеллектуальная собственность, построение бренда, управление разработкой продукта. После четырех месяцев работы и обучения происходит Demo Day, где резидент представляет свой проект перед потенциальными инвесторами. Потом в течение полутора месяцев инкубатор помогает проектам с привлечением инвестиций, в частности, с правильным оформлением сделки. Подробная информация о программе находится здесь.

Отбор проходит в три шага: написание заявки, встреча с членами инкубатора и выступление перед экспертным советом. После каждого этапа происходит отсев проектов, и до конца доходит только 5–10 из них. Главные критерии — идея и продукт, команда, размер потенциального рынка, конкуренция и срок реализации проекта.

Оборот компаний-резидентов и выпускников инкубатора составил больше 200 млн руб., а объем привлеченных инвестиций — около 500 млн руб. В марте 2014 года на Demo Day присутствовало более пятидесяти венчурных фондов и бизнес-ангелов. Из успешных выпускников — приложение Roadar, которое делает из смартфона видеорегистратор, и платформа по автоматизации маркетинга SailPlay.

Инкубатор РЭУ им. Плеханова

Инкубатор был открыт в 2009 году по инициативе руководства и студентов вуза. Конкурс проходит в два этапа. Первый — отправка заявки и бизнес-плана (или описания бизнес-идеи). Второй — презентация одобренных проектов перед конкурсной комиссией.

Инкубатор проводит бизнес-тренинги по бизнес-планированию, созданию моделей монетизации, SEO, SMM, юридическим аспектам бизнеса, дает консультации по развитию проекта и продвижению. Все направления указаны здесь.

В числе проектов-выпускников, которые получают прибыль, — производитель аксессуаров для IT-техники Lemon Tree и платформа по управлению сервисами и контентом BinConnect.

Акселератор ФРИИ

Акселератор, созданный в мае 2013 года на базе Фонда развития интернет-инициатив, помогает наладить контакты с потенциальными партнерами, организует встречи с экспертами рынка, дает рабочие места и помогает настроить каналы привлечения клиентов. Фонд перечисляет 800 тыс. руб. на счет проекта и 600 тыс. руб. на услуги обязательной акселерации. Взамен он получает 7% доли в компании. Программа длится три месяца.

Подать заявку может юридическое лицо с командой минимум из двух человек, с целевым рынком объемом не менее $10 млн в год и готовым MVP (публичной версией продукта с работающим функционалом). Кроме этого, команда должна быть готова к работе в коворкинге ФРИИ.

Первый выпуск ФРИИ включил в себя 29 проектов. По информации фонда, 73% стартапов увеличили свой ежемесячный доход более чем в 2 раза. Суммарный объем инвестиций шести проектов-выпускников составил $3 млн.

Из известных выходцев можно отметить приложение по изучению английского языка Easy Ten и инструмент для рекламы в соцсетях Hot-WiFi.

Стартап-акселератор iDealMachine

iDealMachine был открыт в 2012 году в Санкт-Петербурге предпринимателями Сергеем Фрадковым и Михаилом Авербахом. Чтобы получить поддержку акселератора, для начала нужно заполнить заявку. Самые перспективные команды получают приглашения, после чего презентуют проект перед инвесторами и экспертами фонда в течение пяти минут. «За это время нужно обосновать инновационность своей идеи, представить бизнес-модель и показать себя как молодого, энергичного лидера, готового идти к своей цели, несмотря ни на что», — говорится на официальном сайте. В течение четырех недель акселератор оценивает потенциал стартапа и помогает найти нужное направление развития бизнеса. Команда за это время должна создать предложение с прописанными KPI, на которые проект может выйти за 3,5 месяца с учетом pre-seed-инвестиций. По итогам Pre-Demo Day выбираются проекты, которые станут резидентами акселератора и получат pre-seed. Дальше команды ждут 15 недель работы.

Акселератор дает деньги, рабочие места, экспертизу, проводит еженедельные планирования с трекингом прогресса. Итогом становится Demo Day, куда приглашаются представители венчурных фондов, крупные предприниматели и инвесторы, заинтересованные в сотрудничестве с IT-компаниями. В этот день команды презентуют проекты, и самые успешные из них получают инвестиции следующего уровня.

Стоимость услуг на официальном сайте не указана, но в интервью «Слону» основатели рассказали, что берут 15–20% компании. На pre-seed-стадии проектам выделяется по $25 тысяч, а потом самые перспективные из них могут получить инвестиции от фонда RSV Venture Partners около $250 тысяч.

Известные резиденты — онлайн-платформа для создания репродукций картин с помощью 3D-моделирования Prixel и платформа для оптовой торговли MiiiX.

Tolstoy Startup Camp

Tolstoy Startup Camp — акселератор «Яндекса», программа которого проходит в течение 2 месяцев. Она предполагает полную занятость и присутствие в московском офисе компании. Формальные требования к участию минимальные: возраст старше 18 лет, наличие своего ноутбука, знание русского языка и идея, связанная с IT-сферой. У человека может быть свой проект на стадии идеи или прототипа, а может и не быть вовсе — тогда он присоединяется к интересному проекту или придумывает его вместе с командой. Предпочтение отдается идеям, которые имеют шанс выйти на мировой рынок и которые можно реализовать за короткий срок.

Задача — придумывать идею, собрать команду и разработать прототип проекта. На всех этапах происходит консультация специалистов «Яндекса» и других экспертов отрасли. Также команды слушают лекции успешных предпринимателей, проходят тренинги по презентационным навыкам и управлению проектами. «Яндекс» предоставляет рабочие места, расходные материалы, а приезжим оплачивает проживание в хостеле. У каждой команды есть свой наставник, владеющий принципами Lean Startup и Customer Development. В финале команды представляют свои проекты российским и зарубежным инвесторам. Участие полностью бесплатное.

Программа акселерации не предполагает денежных вложений в проекты, но «Яндекс» может проинвестировать стартап, который находится хотя бы на стадии работающего прототипа.

В числе известных финалистов — сайт по поиску гидов-переводчиков за границей Globerland и сервис планирования тренировок для бегунов Gipis.

Стартап-академия «Сколково»

Акселерационная программа, основанная в июне 2012 года на базе школы управления «Сколково», предполагает 10 недель обучения — от идеи до запуска бизнеса. Занятия проходят в вечернее время и по выходным (то есть возможно совмещение с работой), а по окончании выдается диплом «Сколково». Команды получают контакты бизнес-школы, помощь международных менторов, знакомятся с известными российскими предпринимателями и ходят на встречи с персональными бизнес-коучерами. Подробно о программе написано здесь, а тут можно посмотреть отзывы участников.

Стоить это будет 690 тыс. руб. с учетом двухнедельной поездки в Кремниевую долину (или 490 тыс. руб. без нее). Чтобы поступить в академию, нужно заполнить регистрационную форму, пройти собеседование и интервью, а затем заключить договор.

Количество выпускников академии насчитывает 127 человек. Суммарный объем привлеченных инвестиций — $12 млн. Успешные выпускники — облачная система управления перевозками Log4Pro и производитель настольных 3D-принтеров Picaso 3D Designer.

Акселератор GVA LaunchGurus

Акселератор был запущен бывшим руководителем академии «Сколково» Лоуренсом Райтом и гендиректором международной консалтинговой компании Fowler International Гэри Фаулером. Продолжительность составляет 10 недель, включая 2 недели в Кремниевой долине. Обучение проводится в Москве — в будни по вечерам (2 раза в неделю) и на выходных. Дополнительно в удобное время проводятся встречи с бизнес-коучами и менторами, а персональные бизнес-тренеры помогают студентам в разработке бизнес-моделей и применении метода customer development. Стоимость программы — 11 500 евро (расходы на перелет и проживание в Кремниевой долине не учитываются).

Акселератор ориентирован на корпоративных менеджеров, планирующих открыть дело, предпринимателей, которые хотят проверить свои идеи, и бизнес-ангелов, стремящихся повысить свой уровень экспертизы. Чтобы стать участником, нужно заполнить специальную форму, оплатить регистрационный сбор (50 евро) и пройти собеседование с директором академии.

Программу акселератора прошли 120 человек. Всего проекты привлекли $20 млн инвестиций, а оценочная стоимость компаний составляет $105 млн. Из известных выпускников можно отметить систему мониторинга упоминаний в соцмедиа YouScan и сервис приема платежей по картам с помощью кардридера и смартфона 2Can

QIWI Universe

Акселератор был запущен QIWI Venture совместно с бизнес-инкубатором МГУ.

При наличии только бизнес-идеи, чтобы пройти программу акселерации, сначала нужно поучаствовать в хакатоне. Соревнования проводятся в Минске, Новосибирске, Москве и Казани. Там необходимо собрать команду, разработать прототип продукта и победить (занять первое, второе или третье место). Затем проект отправляется в Москву на финал и попадает в акселератор. Если же у проекта есть прототип и команда, нужно подать заявку и пройти отбор. При успешных результатах будет организована встреча с экспертом, а затем и презентация проекта.

В акселераторе команда получает $20 тыс. первоначальных инвестиций, возможность пользоваться коворкингом в центре Москвы, экспертизу менторов и предпринимателей, помощь в поиске клиентов, обучение и бесплатный пакет услуг от партнеров акселератора на сумму до $100 000 (ПО, хостинг, административная поддержка). В течение четырех месяцев команды работают над превращением проектов в работающий бизнес. Акселератор взамен получает долю бизнеса в 8%. Если юридического лица у команды нет, его помогают оформить.