Может ли совет человека со стороны реально помочь начинающему бизнесу? T&P поговорили с успешными предпринимателями о том, какие советы им давали менторы и инвесторы и почему к этим словам стоило прислушиваться. Интересно, что многим принесли пользу мнения не только профессиональных советчиков, но и клиентов — пусть даже потенциальных.

Алексей Шереметьев, сооснователь онлайн-сервиса для дизайна интерьеров Planner 5D

Наш инвестор Игорь Мацанюк повторял очень много раз, можно сказать, вдалбливал в голову мысль о том, что никогда не надо ничего ждать. Никогда не будет подходящего момента, удачных условий и прочего. Если что-то есть — это надо запускать. Иначе поезд уйдет.

Никита Касьянов, основатель онлайн-магазина 3D Племя

Нам однажды рекомендовали посмотреть, как делает большинство, и сделать все по-другому, ведь большинство всегда ошибается. Мы пользуемся этим, например, в отношении затрат на рекламу. Как только они начинают расти, мы пересматриваем наш маркетинг и ищем новые ходы и стратегии. Например, можно просто покупать клики — большинство так и делает, тратя на это большие бюджеты. Вместо этого мы создали канал на YouTube и целую серию подкастов, полезных видеообзоров и тьюториалов по нашей тематике — 3D-принтеры, 3D-печать и 3D-технологии. Получилось полезно и интересно для пользователей, и трафик обеспечивается за счет нашей целевой аудитории. Мы не платим за «пустые» клики, привлекаем заинтересованную публику, при этом к нам приходит уже лояльный клиент — так как он видит, что все в первую очередь делается для него. Мы бесплатно делимся с ним всем нашим опытом.

Алексей Федосеев, основатель сервиса социальных исследований 1WorldOnline

Многие советы от инвесторов и менторов были противоречивыми. Например, одни говорили, что приоритетом должен быть доход, другие — что рост количества пользователей. Причем во втором случае советовали отдавать продукт бесплатно. Но прислушались мы к совету ментора Лили Ширман. Она рекомендовала идти с нашей платформой на сайты партнеров и устраивать голосования через виджеты именно там, а не развивать и продвигать собственные онлайн-площадки. Мы стали активно делать это в конце 2013-го, и уже в начале 2014 года пошел взлет. Другой ценный совет дал наш ментор в Нью-Йорке Грег Кан. Он сказал, что стоит ездить к издателям на личные встречи, а не пытаться познакомиться с ними на конференциях. Совет Лили помог нам выйти на рынок, а совет Грега — увеличить продажи через наиболее перспективный канал. Причем в обоих случаях они не просто подкинули нам хорошие советы, но и помогли с материалами, подготовкой к встречам и даже с реализацией идей.

Илья Семин, основатель аналитического сервиса для онлайн-маркетинга Datanyze

Однажды я спросил у ментора совета насчет моей очередной идеи, а он в ответ спросил меня, зачем мне его мнение. Он сказал: «Неважно, что я думаю об этом, неважно, что думают твои родители или друзья об этом, даже не спрашивай их. Важно, что думают твои потенциальные покупатели. Надо просто позвонить десяти своим потенциальным покупателям и спросить их, после десятого звонка все встанет на свои места». Когда я создавал Datanyze, я так и поступил. Продукт я построил на пожеланиях клиентов, и теперь он приносит мне доход.

Алексей Айларов, сооснователь сервиса онлайн-телефонии Zingaya

Ментор Эстер Дайсон, которая впоследствии стала нашим инвестором, порекомендовала не пытаться сразу выходить на рынок США, так как для этого нужно достаточно много денег. Мы все равно попробовали, но потом поняли, что она была абсолютно права.

Иван Семенов, основатель и разработчик мобильных приложений Reactive Phone

Один из самых важных советов, который я получил, звучал так: «Не трать все деньги сразу, сначала попробуй с небольшой суммой». Это совет был очень важным для меня, поскольку на тот момент мы только что сделали новый продукт — мобильное приложение — и надеялись очень быстро продать его всем пользователям. Решили запустить рекламу в метро, подсчитали недельную аудиторию и потенциальную прибыль. Сумма была большая, и в итоге мы запустили минимальный возможный пакет рекламы, покупки были единичными. Как оказалось, оффлайн очень плохо конвертируется в онлайн. Сэкономили приличную сумму денег.

Алексей Дунаев, основатель сервиса расшифровки текстов TranscribeMe

Вот несколько важных советов, которые дали мне и которые теперь даю я.

— Создайте картину будущего, которого вы хотите достичь, и рассказывайте о нем окружающим. Не держите свою идею при себе. Есть очень большой шанс, что вы получите ценные рекомендации и сможете с их помощью развить свою идею дальше.

— Нанимайте медленно, увольняйте быстро. Есть разница между трудными решениями и неприятными решениями, и увольнение человека, который не справляется, — это из разряда последних. Неприятные решения обычно нетрудные, так что справляйтесь с собой и делайте нужные звонки.

— Когда нанимаете людей на работу, помните: лучшие нанимают лучших, хорошие нанимают посредственных. Берите в команду только лучших, создавайте для них среду, которая поможет им добиться успеха, поддерживайте их и помогайте фокусироваться на том, что они умеют делать лучше всего.

Айнур Абдулнасыров, основатель LinguaLeo

Менторами для меня стали Дмитрий Репин, Егор Руди, Игорь Рябенький, партнеры фонда Runa Capital. Самый полезный совет: подготовиться к марафону, не надеясь на короткую дистанцию. Это помогло, так как зачастую мы недооцениваем сроки и усилия для достижения результата. Так было у нас с развитием продукта и ростом пользователей — потребовалось больше времени. То, что хотелось сделать за три года, заняло более четырех с половиной и еще потребует времени.