«Послание к человеку» появился как фестиваль документального кино в конце 80-х в Санкт-Петербурге на заре демократических реформ под знаменами гласности и перестройки. У режиссеров наконец появилась возможность показывать правду, а у зрителей — увидеть ее на большом экране, что обеспечило фестивалю небывалый успех. В этом году фестиваль радикально обновился: три основных конкурса, огромная программа спецпоказов, несколько тематических программ — всего около 250 анимационных, документальных, игровых, короткометражных и полнометражных фильмов. Кроме того, в Центре документального кино пройдет программа, расширенная по сравнению с прошлым годом: шесть фильмов будут показаны в Москве впервые. Бескомпромиссные эксперименты, социальное кино и партизанская документалистика — T&P выбрали 15 фильмов, которые стоит посмотреть на фестивале.

Международный конкурс

Бен Расселл — экспериментальный режиссер, известный своими сюрреалистическими этнографическими зарисовками и серией абстрактных короткометражек. Один из последних его фильмов «Давайте сохраним то, что нам важно, пока еще помним» погружает зрителя в странный церемониал и быт аборигенов острова Танна в Океании, верящих в приход белого солдата-мессии Джона Фрума. Но религиозный культ является лишь частью этого магического первобытного мира, умещенного Расселлом в 20 минут экранного времени. Кипящая лава и буйная растительность, раскинувшееся на холме тело и настороженные черные лица — создаваемая режиссером реальность намеренно не анализируется, остается разрозненной, поэтичной и пугающей. Название фильма, так же как и часть финального монолога, были позаимствованы из абсурдистской пьесы Сэмюэла Беккета «В ожидании Годо».

Россию в международном конкурсе представляют три фильма: игровая короткометражка «14 шагов» Максима Шавкина, документальная картины «Прощенный день» Дины Бариновой и «Кровь» Алины Рудницкой. Два фильма — призеры российских кинофестивалей: «14 шагов» завоевал награду на ММКФ, а «Кровь» получила Гран-при фестиваля «Артдокфест».

 «14 шагов»

«14 шагов»

В центре «Крови» — социальная реальность современной России, проглядывающая в черно-белых буднях государственной передвижной станции переливания крови. По словам Алины, идея родилась из размышлений о противостоянии человека и государства: в ее фильме люди, не имеющие средств к существованию, вынуждены продавать свое здоровье за мизерные деньги. «14 шагов», хотя и является игровым фильмом, сделан с почти документалистской внимательностью к происходящему в кадре. Фокус осознанно перенесен со схематичного сюжета на саму пластику киноматериала: история о провинциалке, пытающейся наладить свою жизнь в Москве, становится способом работы со временем, возможностью запечатлеть определенное состояние мира. «Прощенный день», по словам критика Натальи Сиривли, — это миракль, сказание о чудесах. Нарушенная хронология повествования и намеренное опущение сюжетообразующих деталей создают в фильме герметичную реальность: жизнь трех слепых стариков из провинции словно ограждена от любых опасностей и невзгод божественным провидением. Режиссер Дина Баринова закончила школу Марины Разбежкиной — главную кузницу кадров российской документалистики.

Спецпоказы

Вдохновением для последнего фильма Виталия Манского стала «Книга скорбных песнопений» армянского богослова Григора Нарекаци, написанная почти тысячу лет назад. Заслуженный российский документалист, президент фестиваля «Артдокфест», по собственным словам, начал снимать «Книгу» вскоре после своего пятидесятилетия, когда перед ним встали беспокоящие, настораживающие вопросы. Он почувствовал, что нужно провести ревизию своей жизни. Из этого желания и выросла сложная конструкция фильма, чьи создатели долго искали подходящих по возрасту и личной истории персонажей и снимали диалоги с ними на всех континентах Земли.

«Измена»

«Измена»

Хотя новый фильм Билла Плимптона напоминает акварельные импрессионистские полотна, сюрреалистический стиль «Измены» остается легко узнаваемым: тот же абсурдистский юмор и динамичность действия. Вдохновленный криминальными романами американского писателя Джеймса Кейна («Двойная страховка» и «Почтальон всегда звонит дважды») фильм рассказывает историю страстной любви, ревности и насилия. Каждый кадр «Измены» был отрисован Плимптоном вручную, а деньги на создание картины режиссер собирал на Kickstarter, — это пример по-настоящему независимой авторской мультипликации. Бесплатный мастер-класс режиссера пройдет 24 сентября.

На фестивале также будет показан фильм «Гости» одного из ветеранов американского киноавангарда Кена Джейкобса, «радостного пророка апокалипсиса», по описанию одного из его коллег. Придя в кинематограф из абстрактной живописи, он сумел добиться на экране настоящей визуальной какофонии, перерабатывая как собственный, так и чужой материал с помощью монтажа или манипуляций с проектором. В этот раз 80-летний режиссер взял минутный фильм братьев Люмьер, снятый на свадьбе сестры одного из техников, оцифровал пленочное изображение и превратил его в 70-минутный 3D-фильм. Одновременно используя приемы немого, авангардного и современного 3D-кинематографа, Джейкобс умудряется слить в одной киноединице почти 120 лет истории медиума.

«Давайте сохраним то, что нам важно, пока еще п...

«Давайте сохраним то, что нам важно, пока еще помним»

В своем последнем фильме «Вторая игра» Корнелиу Порумбою также обращается к запечатленному камерой прошлому. Внимание режиссера приковано к определенному событию — футбольному матчу между двумя командами-фаворитами румынского чемпионата. С одной стороны «Динамо», команда румынской полиции, с другой — «Стяуа», армейская сборная. Время — за год до свержения режима Чаушеску, судья на поле — отец режиссера. Низкокачественное изображение трансляции 1988 года, сопровождаемое диалогом отца и сына, становится для Порумбою способом размышления о его личной семейной истории и политической истории Румынии.

«Для любви и ненависти не нужен перевод». Таким манифестом заканчивается трейлер украинского фильма «Племя», взявшего три награды на последнем Каннском фестивале. В центре сюжета — юноша, попавший в специальный интернат для глухонемых. Чтобы выжить, ему приходится влиться в криминальную подростковую организацию, промышляющую сутенерством, воровством и уличными грабежами. История этого мрачного брутального мира рассказывается через экспрессивную телесность непрофессиональных актеров и выразительные кадры постсоветской действительности — из фильма полностью исключены все диалоги и музыкальное сопровождение.

«Гости»

«Гости»

«Северный вокзал» и «Человеческая география» участника международного жюри Клэр Симон — фильмы-близнецы, снятые на одном из самых оживленных вокзалов Европы. Документальная и игровая картины представляют собой два отражения одного и того же мира, населенного призраками и воспоминаниями, — оживленного перекрестка, где люди встречаются только для того, чтобы тут же расстаться. Фильмы были представлены в 2013 году на фестивале в Локарно. Также показы этих картин пройдут в Москве.

Райские кущи африканских джунглей и депрессивная городская готика Нью-Йорка, страсть к музыке первобытного племени и отчужденность романтика-этнографа в современном мегаполисе — фильм журналиста Михаэля Оберта «Песни из леса» состоит из ярких образов и действенных противопоставлений. Камера следует за главным героем Луисом Сарно, еще молодым человеком уехавшим в сердце африканского континента, и его тринадцатилетним сыном, никогда не покидавшим до путешествия в Америку своей родной деревни. Насыщенность и экзотичность этого кинодебюта, «современной эпической поэмы», были по достоинству оценены жюри престижного кинофестиваля IDFA: фильм получил там главный приз.

Отдельно нужно отметить показ фильма «Смерть рабочего» австрийского документалиста Михаэля Главоггера, не так давно погибшего от малярии во время съемок в Африке. Структура фильма довольно проста — это пять новелл, снятых в разных точках мира и повествующих о нечеловечески тяжелом труде рабочих развивающихся стран в условиях глобального капитализма. Шахтеры Донбасса, нигерийские мясники, китайские сталелитейщики, пакистанские портовые рабочие и индонезийские добытчики серы — все эти люди связаны одним и тем же безальтернативным рабским существованием, которое, однако, благодаря камере Вольфганга Талера приобретает в фильме своеобразную притягательность и красоту.

Датская документалистика

Осенью 1988 года в результате военного переворота в Мьянме, более известной на западе как Бирма, погибли тысячи людей, а страна была полностью изолирована от остального мира по воле нескольких генералов. Новая волна протестов началась в 2007 году, и возглавили ее буддистские монахи, сменившие слова молитв на революционные лозунги под давлением политических репрессий и коррупции. Мир узнавал о происходящем только благодаря сети независимых «виджеев», снимавших «Шафрановую революцию», названную так по цвету монашеской одежды, на небольшие ручные видеокамеры. Именно эти кадры, переправленные тайком в Западную Европу, составляют главную часть фильма-манифеста «Бирманский виджей» о силе, которую может обрести кинокамера в руках смельчака. Андерс Эстергорд сам представит свой фильм, а после показа у зрителей будет возможность обсудить картину и задать свои вопросы. А на 24 сентября организаторы запланировали проведение мастер-класса режиссера.

Фильм «Посол» датчанина Мадса Брюггера — это пример удачного партизанского кинематографа, как и фильм его соотечественника Эстергорда. Но эти картины радикально отличаются друг от друга по своей форме и общему настроению. Сам режиссер, принявший личину карикатурного европейского бизнесмена, отправился в Либерию под защитой поддельных дипломатических документов. Вместо того чтобы в соответствии с официальным планом открыть фабрику и дать работу местному населению, Брюггер ведет жизнь бонвивана-колонизатора, вращаясь в высших кругах либерийского общества, попыхивая мундштуком и обменивая толстые пачки купюр на африканские алмазы.