Бутстрэппинг — это способ финансирования маленьких компаний без дополнительных инвестиций и банковских займов. По сути, до венчурных вливаний эту технологию используют все стартапы — правда, не все делают это одинаково эффективно. T&P собрали 5 главных заповедей бутстрэппинга, позволяющих сэкономить не в ущерб качеству, и вспомнили, с чего начинали лучшие из лучших.

Будьте хорошим

Британский бизнесмен Ричард Брэнсон, основавший корпорацию Virgin Group, которая объединяет в себе больше четырехсот компаний в 29 странах мира, всегда делал ставку на человеческие отношения. Благоприятный отзыв, дружеский совет или звонок и лестный комментарий в прессе не раз позволяли ему сэкономить.

«Не думаю, что стереотип предпринимателя, поднимающегося по трупам к вершине, оправдан, — говорит Брэнсон. — Я полагаю, что, если к людям относиться хорошо, они вам отплатят той же монетой, а то и большей. Все, что есть в вашей жизни, — это репутация. Мир тесен. На самом деле, наилучший способ стать успешным бизнес-лидером — это обращаться с людьми честно и справедливо. И мне приятно думать, что именно так поставлено дело в Virgin».

Пользуйтесь дешевой помощью

Создатель российской социальной сети «ВКонтакте» Павел Дуров никогда не стеснялся прибегать к бесплатной помощи родных и друзей. Деньги на запуск сайта ему помог получить одноклассник Вячеслав Мирилашвили, сын известного бизнесмена 1990-х годов Михаила Мирилашвили. Средства предоставила одна из компаний Миралишвили-старшего, который на тот момент был владельцем группы «Конти» (крупнейшие казино в Петербурге) и группы «ПетроМир» (сеть торгово-развлекательных центров). Когда социальная сеть выросла и увеличилось количество DDos-атак на сайт, брат Павла, Николай Дуров, который в тот момент работал над диссертацией в Институте математики общества Макса Планка, помог оптимизировать нагрузки на серверы «ВКонтакте» и улучшить работу системы безопасности.

«Рецепт успеха средства коммуникации — сделать так, чтобы люди пришли, заинтересовались информацией и стали создавать информацию, — рассказывает Дуров. — Какое-то время надо разжигать этот огонь, а потом он горит сам».

Расставляйте приоритеты

История Facebook была похожей. Когда этот сайт еще не был всемирно известной социально-сетевой машиной, его создатель Марк Цукерберг тоже с трудом сводил концы с концами и научился оптимизировать свои затраты, в первую очередь расставляя приоритеты относительно проекта в целом. После создания сайта он бросил Гарвард, но переехал вместе со своей командой не в офис, а в арендованный дом в Пало-Альто, где располагались другие технологические стартапы Кремниевой долины. Это позволило Марку найти нужных знакомых и заручиться поддержкой инвесторов, которой так не хватало Facebook в начале.

«Мы ненавидим баннерную рекламу, — рассказывал тогда Цукерберг, — поэтому мы не хотим наполнять сайт тоннами такой рекламы. Мы считаем ее уродливой и отвлекающей. В последнее время мы размышляли над другими системами рекламы, которые были бы менее навязчивыми. Сейчас мы вкладываем деньги в то, что необходимо: поддержку работоспособности сайта, оплату серверов и оборудования, аренду дома. Это не так уж дешево, мы должны зарабатывать $40 000 в месяц. Доходы от рекламы мы вкладываем в изменения сайта, так как его размер удваивается каждый месяц».

Нанимайте меньше

Создатель Instagram Кевин Систром при запуске своего стартапа ставил на маленькую, но сильную команду. Систром и сегодня уверен, что лучше обойтись миниатюрной командой выдающихся специалистов, чем набрать много посредственностей. Ведь один по-настоящему профессиональный и увлеченный человек стоит пяти менеджеров среднего звена. Кроме того, Систром считает, что важно не просто найти умных людей с большим потенциалом, но и дать понять, что ты им доверяешь. Ведь именно доверия, понимания и релевантной оценки своих способностей ищут многие талантливые люди.

«Я думаю, умные люди — это увлеченные люди, — говорит Кевин. — Когда вы спрашиваете их о том, в чем они на самом деле хороши и чем они на самом деле увлечены, обычно они объясняют так, что вы воодушевляетесь сами».

Делайте сами

Основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин в бизнесе всегда ставили на собственные силы. Вместо того чтобы покупать готовые компьютеры, они по дешевке приобретали комплектующие или даже обыкновенные домашние устройства и делали машины нужной мощности сами. «Мы собирали ПК и подключали их к своей компьютерной сети, — рассказывает Пейдж. — В конце концов мы поняли, что такой подход позволит нам многого добиться». Знаменитый логотип Google также был разработан без помощи профессиональных дизайнеров: Брин сам нарисовал его за один вечер. Он не прогадал: разноцветные буквы и белый фон создавали ощущение чистоты, которой так недоставало интернет-пространству конца прошлого века.

Кроме этого, Пейдж и Брин всегда старались узнать мнение пользователей о своем продукте, пусть даже самыми простыми способами. На начальном этапе они рассылали «друзьям Google» опросники, а позже случайным образом выбрали 16 людей с улицы и попросили их воспользоваться поисковой машиной, чтобы понять, какие ее функции могут оказаться проблемными.

«Другие интернет-компании тратили деньги венчурных фирм на рекламу, — вспоминает первый инвестор Энди Бехтольшайм. — А эти двое верили в то, что популярным их поисковый сервер станет исключительно благодаря положительным отзывам пользователей. Это был качественно новый подход: разработка действительно полезного сервиса, который люди будут рекомендовать друг другу».