Филипп Ильин-Адаев, основатель и руководитель информационного портала Banki.ru, крупнейшего ресурса о банках в Рунете, рассказал гостям Школы новых медиа, каким должен быть информационный ресурс, чтобы на нем можно было зарабатывать, что важно для рекламодателей, а что — для пользователей, и как нынешняя политическая и экономическая ситуация могут повлиять на развитие нишевых СМИ.

Не гонитесь за дешевым трафиком. Безусловно, количество посетителей ресурса — важный показатель для рекламодателя. Но не менее важно качество трафика: разместившись раз и не получив отдачи, рекламодатель к вам больше не вернется. Поэтому закупка дешевого трафика ради раздувания цифр — путь в никуда. Хуже его может быть только грубая накрутка счетчика (а это до сих пор встречается). Привлекайте посетителей через контекст «Яндекса» и Google, через SEO-оптимизацию, но при этом считайте, окупается ли трафик, сколько вы зарабатываете на одном посетителе. Может получиться так, что вы «отапливаете космос», — тратите на привлечение пользователя намного больше, чем зарабатываете на нем. И не покупайте аудиторию, которая не является целевой, — она к вам не вернется.

Вы — агент. На рынке медийной рекламы наблюдается спад, который будет усугубляться по мере развития кризиса в стране и в мире. Бизнес начинает считать деньги, поэтому на халявную рекламу рассчитывать не стоит. Что значит «халявная»? Это кампании, где заказчик по большому счету не просчитывает эффективность от размещения. Становитесь агентом — четко понимайте, какой продукт клиент продвигает через ваш сайт, сколько он готов платить за одну продажу, и встраивайте свой ресурс в бизнес-схему клиента. Вы можете откручивать баннеры даже бесплатно, если будете понимать размер своего вознаграждения за привлеченного через ваш сайт клиента. Это более честные и прозрачные взаимоотношения с партнером, защищенные от рисков. Поймите бизнес вашего рекламодателя и его интересы.

А есть ли у ваших рекламодателей бюджеты? При запуске сайта нужно четко понимать, кто и что будет на нем рекламировать, насколько велики бюджеты у потенциальных рекламодателей. Возможно, в нише, которую вы для себя выбрали, изначально нет денег. Например, вы решили открыть социальную сеть для работников библиотек. Ниша наверняка пустая. Но вы должны понимать, что эта аудитория может быть интересна только издательствам, выпускающим литературу. Это не самый прибыльный сегмент, вы не сможете на нем заработать, а, соответственно, и инвестировать средства в развитие своего проекта. Очевидно, что лучше сосредоточиться на более интересных с финансовой точки зрения областях и не тратить лучшие годы жизни на поддержку изначального обреченного ресурса: нет денег — нет развития.

Ищите свободные ниши. Не нужно идти в тот сектор, где уже есть сильные игроки, с желанием создать еще один Авто.ру или Банки.ру, только лучше. Особенно если вы не можете предложить какой-то новый продукт, который взорвет рынок. Это глупость. Банки.ру за 10 лет вложили в проект несколько десятков миллионов долларов. Если вы хотите серьезно конкурировать, то рассчитывайте на сопоставимые затраты. А еще лучше — ищите незанятые и при этом монетизируемые ниши. Для этого нужно задаться вопросом, какие потребности людей не решают существующие сервисы, и в каком из направлений выше шанс заработать. Первое — потребность, второе — деньги. Идеальным вариантом окажется, если в выбранном направлении у вас есть собственная экспертиза. Это позволит избежать при запуске бизнеса многих неверных предположений. Сейчас, как и десять лет назад, кажется, что все ниши уже разобраны, но это не так — ищите.

Рекламные агентства — не всегда выход. Выходите на профильных рекламодателей напрямую, особенно если вы работаете в узкой нише. Вы не только сэкономите на комиссиях агентства, но и установите прямой контакт, поймете во время общения потребности своего клиента. Сомневаюсь, что агентства будут бегать и целенаправленно продавать именно вашу площадку, зато, когда их клиент вдруг захочет у вас разместиться, вам придется отдать агентству от тридцати до семидесяти процентов. Вы настолько богаты? Крупным рекламодателям — какой-нибудь Coca-Cola — вы не будете интересны, пока ваша аудитория не будет составлять несколько миллионов, а лучше — десятков миллионов уников в месяц. Не питайте иллюзий — нанимайте своих менеджеров по продажам с небольшим окладом и бонусами от продаж и работайте с рекламодателями напрямую.

Платный контент — опасная игра. Есть ли будущее у платного контента? Только в том случае, если вы создаете действительно уникальный контент, публикуете информацию, которая нужна рынку, но, кроме вас, взять ее негде. Для федеральных СМИ это опасная игра — они зарабатывают сиюминутно, но при этом отсекают часть аудитории и ограничивают свой рост. Если человек интересуется новостью, но она закрыта, он найдет ее на другом ресурсе и может там остаться. Люди в Рунете очень не любят платить, особенно когда этого можно не делать.

Стартуйте без инвестора. Зачем молодые предприниматели идут в бизнес? Чтобы получить свободу и деньги. Нашли нишу, верите в нее — копите деньги на старт, занимайте у родителей. Делайте проект шаг за шагом. Не нужно сразу бежать к инвесторам. Если запускать проект на чужие деньги, вы изначально отдадите партнеру от десяти до пятидесяти процентов, и это не конец истории: бизнес будет требовать все новых и новых инвестиций, и с каждым раундом ваша доля будет сокращаться — вы не сможете вкладывать деньги наравне с партнером. К тому моменту, когда компания станет успешной, от вашей доли может ничего не остаться. Вас поблагодарят и выставят за дверь, ибо серьезный бизнес будет требовать профессионального управления. Вы за этим шли в бизнес? Чем позже у вас появится инвестор, тем выше будет оценка компании и тем большая доля у вас останется. Если же вам важна именно свобода, то про инвесторов лучше вообще забыть — после продажи хотя бы одной акции компания вам больше не принадлежит.

Семейный бизнес — очень индивидуально. Бытует мнение, что делать бизнес с друзьями/близкими/родными — плохая идея, ибо в итоге вы останетесь и без дорогих вам людей, и без бизнеса. Все это очень индивидуально. Банки.ру построены мною, моими женой и братом. Я с самого начала видел бизнес семейным. С одной стороны, в этом есть минус — вы постоянно говорите о работе, 24/7. Каждый совместный завтрак, обед или ужин превращается в рабочее совещание. Это, конечно, тяжело. С другой стороны, в семейном бизнесе есть серьезный плюс — ты точно знаешь, что твоя спина прикрыта. Тебя не сдадут, не предадут, не подставят. Такая уверенность дорогого стоит.