«Теории и практики» уже объясняли, как сэкономить при запуске стартапа, c чего начать при оформлении бухгалтерской отчетности и какими онлайн-сервисами для этого пользоваться. В этом выпуске — подборка полезных книг, написанных предпринимателями: их авторы делятся опытом создания бизнеса без стартового капитала.

«Стартап без бюджета»

Майк Микаловиц

Майк Микаловиц противопоставляет себя университетским профессорам, которые, по его мнению, используют одни и те же методики ведения бизнеса и устаревшие понятия. Он предлагает не обращать внимания на формальности и прислушиваться к внутреннему я: «Отвергайте проекты, которые больше подходят другим и не соответствуют вашим убеждениям. Чтобы расти, начните говорить «нет». Сам себя Микаловиц иронично называет «туалетнобумажным бизнесменом»: по его словам, это новый вид бизнесменов, которые медленно и уверенно создают успешные компании с минимальными затратами. Наличие денег и других материальных ресурсов гораздо менее значимы, чем внутренний заряд, утверждает Микаловиц. «Чем меньше у вaс кaких-то знaчимых ресурсов, тем они вaжнее для вaс и тем блaгорaзумнее вы их используете», — пишет он.

«Метод тыквы. Как стать лидером в своей нише без бюджета»

Мaйк Микaловиц

После выхода «Стартапа без бюджета» в 2008 году Мaйка Микaловица стали приглашать на телевидение и радиопрограммы, где он выступал экспертом по бизнесу. После множества дискуссий с преуспевающими бизнесменами он решил создать продолжение первого бестселлера.

Реальный случай из жизни — посещение фермы, где выращиваются гигантские тыквы, — он использует как аллегорию: тыквы — это бизнес, здесь есть крупные сорта, которые хочет заполучить каждый, а есть мелкие и потому никем не востребованные. Из этого возникает очевидный, но от этого не менее правильный вывод: побеждают лучшие и уникальные, а вам, чтобы вырастить уникальную тыкву-бизнес, надо стать «сумасбродным фермером в комбинезоне, выращивающим тыквы, — одним из тех персонажей с сельской ярмарки, что посвящают свою жизнь выращиванию пятисоткилограммовых тыкв, про которые рассказывают в вечерних выпусках новостей».

Метод тыквы — это условное название стратегии, о которой автор обещает поведать читателю. Изучив ее, предприниматель шаг за шагом сможет построить «бизнес, который убирает с дороги конкурентов и как магнит притягивает клиентов».

«Фиолетовая корова»

Сет Годин

Фиолетовый цвет — то, что может выделить корову из стада похожих на нее особей, не менее холеных и красивых, но традиционной окраски. Адаптируя метафорический образ под описание бизнеса, автор заверяет читателя: выделиться можно всегда, нужно только подумать, чего в вашей отрасли еще никто не делал. А ведь именно это нужно любому стартапу, чтобы преуспеть. Кроме того, такой подход поможет сэкономить на рекламе.

«Экономичный стартап»

Эрик Лис

Эрик Рис — легенда Кремниевой долины, предприниматель и основатель целого движения по созданию экономичных стартапов. Его книга является библией для тех, у кого есть желание создать бизнес, но нет лишних денег. Суть метода экономичного стартапа, разработанного Эриком Рисом, в том, что лучше много пробовать и легко бросать нерабочие идеи, чем отдавать все силы и финансы на строительство заведомо провального бизнеса. Лишь когда вы найдете свою уникальную нишу, поймете, что у вас есть клиенты и отработаете бизнес-модель, можно начинать масштабные вложения. При этом бизнесмен считает, что для роста стартапа деньги далеко не главный фактор, — гораздо важнее сарафанное радио или вирусное распространение. Книга Эрика Риса также примечательна тем, что в ней приводится множество интересных кейсов из истории ведущих компаний Кремниевой долины.

«Стартап за $100. Создай новое будущее, делая то, что ты любишь»

Крис Гильбо

Для создания этой книги автор пообщался со множеством успешных предпринимателей, чей бизнес ежегодно приносит не менее $ 50000. Важно, что при этом все они начинали с минимумом вложений. На основе пятидесяти самых интересных кейсов Крис Гильбо дает советы по тому, как построить успешный бизнес, если ваш стартовый капитал едва превышает сумму, вынесенную в название книги. Для этого, по утверждению Криса, достаточно всего трех элементов: продукта или услуги, клиентов, готовых заплатить, и механизма приема платежей. Гильбо рассказывает и свою историю: он так и не стал миллионером благодаря своему делу, но стал намного счастливее — после того как перестал заполнять бесполезные табели на наемной работе.