©kolored

Центр архитектуры и дизайна Solent вместе с изобретателями из Hive Networks и художником Армином Медошем придумали проект Hidden Histories, который превратил город Саусхемптон в гигантсткую уличную галерею. Одной из частей проекта было уличное радио — с помощью WiFi, Bluetooth и FM-передатчика жители слушали городские истории и добавляли в эфир свои. Идея достаточно проста в исполнении, при желании, все можно сделать своими руками.

Аудио-прогулку по городу можно начать с так называемого «культурного квартала» на улице Bar в любое время 7 дней в неделю. Все, что нужно: радиоприемник или телефон с радио.

Технической стороной вопроса занимался Алексей Блинов из Hive Networks. Недавно он был в Москве и рассказал T&P, как ему удалось собрать уличное радио. Блинов представил себе эту идею как сеть маленьких устройств, которые взаимодействуют друг с другом и с людьми вокруг. Подобные идеи можно было услышать где-нибудь в MIT лет 20 назад, но для гаражных изобретателей вроде Алексея нужные технологии и программное обеспечение стали доступны относительно недавно.

Уличный радиопередатчик изнутри:

Уличное радио состоит из модема (Алексей Блинов использовал ASUS WL-500G), флешки, USB-коммутатора, устройства для Bluetooth и микро FM-передатчика. Алексей снял с устройств пластиковые корпусы, часть спаял, а часть соединил через USB, и закрепил все клеем в металлическом боксе. Потом попросил городских электриков разместить боксы на фонарных столбах, а энергия поступала из преобразователя внизу столба.

Истории о городе транслировались с 10 узлов связи, объединенных в одну сеть. Каждый узел транслировал историю определенного места, например, на причале Саусхемптона можно было послушать, как затонул Титаник. Армин Медош взял истории из городского аудио-архива, который составляли жители города.

Алексей установил узлы относительно близко друг к другу, трансляция велась на нескольких частотах (как многоканальное радио) в диапазоне FM.

Прохожие могли сами досказать историю про свой город: по Bluetooth местные жители отправляли свою версию рассказа про место в виде текстового сообщения, которое затем кто-нибудь начитывал, или звуковой записи. Сообщения автоматически включались в эфир и передавались по уличному радио.

Что касается России, Сергей Комаров из «Радиовещательных технологий» утверждает, что для уличного вещания лицензии у нас пока не нужно, только разрешение местного муниципалитета о том, что вещание не будет мешать проживающим поблизости. Лицензия предполагает создание абонентского радио с заключением абонентского договора, а на улице непонятно с кем заключать договор. Уличное радио даже не квалифицируется как радио с юридической точки зрения, хотя свидетельство о регистрации СМИ получать надо.