Тем, кто задумывается о поиске международных бизнес-партнеров и выходе на новые рынки, уже невозможно игнорировать Китай — на фоне санкций российское правительство начинает активнее сотрудничать с азиатскими странами, на российском рынке появляется все больше китайских проектов, а корпорация Alibaba Group Holding, владеющая крупнейшими в Китае платформами электронной коммерции, в 2014 году провела крупнейшее IPO в истории — $25 млрд. Специалисты международной IT-компании VirtoWay, основавшей интернет-магазины товаров из Китая Kupinatao.com и Kitmall.ru, специально для T&P cоставили список книг, объясняющих менталитет китайцев и их подход к бизнесу.

«Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать»

Харро фон Зенгер

Фундаментальный труд, прочитав который, вы научитесь понимать китайцев. Ценность книги в том, что она раскрывает одну из малоизвестных, но значимых особенностей восточноазиатской цивилизации — стратагемность мышления ее представителей. Стратагема (по-китайски: «чжимоу», «моулюе», «цэлюе», «фанлюе») означает стратегический план, в котором для противника заключена какая-либо ловушка или хитрость. Интересна сама семантика этого понятия: бином «чжимоу», например, одновременно означает и сообразительность, и изобретательность, и находчивость. Стратагемность зародилась в глубокой древности и была связана с приемами военной и дипломатической борьбы. Дипломатические стратагемы представляли собой нацеленные на решение крупной внешнеполитической задачи планы, рассчитанные на длительный период и отвечающие национальным и государственным интересам.

Книга стремится преподать китайское искусство хитроумия, но в основе ее лежит дух высказывания китайского мыслителя Хун Цичэна: «Сердце, которое хочет нанести вред другим, не подлежит прощению, но сердце, заботящееся о других, совершенно необходимо».

«Как стать сюнди»

Владимир Марченко

Попытка объяснить механизмы ведения бизнеса с Китаем через психологию его жителей. Ведь, согласно заглавной идее книги, бизнес делают не корпорации, а конкретные люди. Владимир Марченко — успешный предприниматель, долгое время работающий в Шанхае, подробно рассказывает в книге том, как стать для китайских партнеров настоящим другом, — или, по-китайски, сюнди.

«Китайские мегатренды. 8 столпов нового общества»

Джон и Дорис Нейсбит

Автор книги Джон Нейсбит прославился, опубликовав в конце 1980-х книгу «Мегатренды», в основу которой лег глубокий анализ особенностей развития американского общества конца XX века и их роли в мировой экономике. Книга обрела невероятную популярность не только в США, но и в Китае. После этого в 1996 году Цзян Цзэминь, тогда генеральный секретарь ЦК КПК, лично предложил Нейсбиту поработать над аналогичной книгой, посвященной Китаю.

Нейсбит утверждает, что китайская парадигма развития принципиально отличается от любых других, существующих в Европе или США, и не поддается описанию с помощью имеющегося в этих странах политического словаря. Книга «Китайские мегатренды. 8 столпов нового общества» путем анализа политической, экономической и социальной моделей Китая приводит к объяснению феномена экономического чуда.

«Искусство войны»

Сунь-цзы

Один из древнейших военных трактатов, написанный более двух тысяч лет назад китайским мыслителем Сунь-цзы, — классическое руководство по стратегии поведения в конфликтах любого уровня — от психологического соперничества до военных действий.

«Китайская специфика».

Андрей Девятов

Андрей Девятов закончил Военный институт иностранных языков в Москве. В 1973-м был взят на службу в ГРУ Генштаба минобороны СССР. В 1976 году впервые направлен в Китай под дипломатическим прикрытием и прожил там в общей сложности 17 лет. Ведя результативную разведывательную деятельность в ядерной и ракетно-космической сфере, Девятов вышел на пенсию по выслуге лет в ранге полковника. Вернувшись в Россию, активно занимается вопросами, как говорит он сам, российско-китайского стратегического взаимодействия: руководит рядом научных центров, издает книги и регулярно публикует статьи о Китае. Андрей Девятов — действительный член Российского отделения международной академии исследования будущего (Брюссель), заместитель директора Института российско-китайского стратегического взаимодействия, член Союза писателей России. В книге «Китайская специфика» он реконструирует устои китайской мысли и дает метод расчета китайской «формулы успеха» и, демонстрируя уникальность китайского опыта, выводит уроки для России.

«Плохо сделано в Китае?!»

Пол Мидлер

Пол Мидлер, американский коммерсант, 17 лет проработал в Китае в качестве посредника между американскими импортерами и китайскими производителями. Саму книгу «Плохо сделано в Китае?!» можно было бы отнести скорее к разряду художественной литературы, но, помимо простого и захватывающего языка повествования, она довольно достоверно раскрывает особенности китайского менталитета, их деловой культуры и подхода к ведению бизнеса и выстраиванию партнерских отношений.