Стоит ли отвечать на климатические изменения войной или лучше с ними смириться? Как будут выглядеть растения будущего, если мы захотим сделать их устойчивыми к новым экстремальным погодным условиям? На эти и другие вопросы отвечали художники — участники выставки Strange Weather в дублинской Sciencegallery. «Теории и практики» выбрали 8 самых интересных объектов — от возможности потрогать облака до чтения для метеозависимых.

Как будут выглядеть новые растения, если мы попытаемся сделать их устойчивыми к экстремальным погодным условиям? Ознакомившись с исследованиями Шеффилдского университета по фитоморфологии, португальская художница Сюзанна Соарес создала собственные компьютерные эскизы растений будущего. Она наделила их способностью активно отражать солнце, запасаться водой на длительное время и быстрее проводить воздух к корням.

Кто не мечтал в детстве дотянуться до неба и потрогать облака руками? Благодаря интерактивной инсталляции корейской группы художников Everyware эта фантазия наконец-таки становится реальностью. Сенсорный экран с розовыми облаками отвечает на каждое прикосновение изменением погоды — словно на дуновение ветра. Как видно по фотодокументации прошедших выставок, дети предпочитают утопать в искусственном небе с головой, а не просто, как взрослые, неторопливо водить по нему руками.

Погода издавна признается самой беспроигрышной темой для общения, причем этот свой статус ей удалось не утратить даже в интернете. Американский дизайнер Лорен Торсон разработала алгоритм, с помощью которого собрала по хэштегам множество записей метеорологического характера из популярной сети Tumblr. Позже она отсортировала их и составила из прошедших отбор поэтический сборник. Рассуждения о дожде, недовольство безоблачным небом и наблюдения за быстротечностью осени — одним словом, must-read для всех метеозависимых.

Несмотря на то, что человечеству удалось добиться огромных технологических успехов в разных областях жизни, для смерти пока не удалось придумать ничего захватывающего. Лондонская команда Studio PSK, специализирующаяся на спекулятивном дизайне, попыталась разработать систему превращения праха в дождь. По их идее, семьи согласившихся на подобный исход могли бы получать в крематории специальный алюминиевый сосуд с прахом своего родственника и прикрепленным к сосуду аэростатом. При наполнении аэростата газом сосуд сможет подняться в небо. Достигнув тропосферы, из-за давления сосуд лопнет, а прах рассеется в облаках и прольется дождем.

Шары-костюмы, призванные спасти менеджеров, когда жизнь на земле будет уже невозможна, фигурировали в известном мокьюментари «The Yes Men Fix the World». Эти сферические одеяния обладают системой автономной выработки электроэнергии, контроля температуры, полной переработки отходов и, что немаловажно, функцией отслеживания оставшихся в живых сотрудников родной корпорации. С такой броней не должна быть страшна ни засуха, ни ураганы, ни повышение уровня воды в море — одним словом, мастерам спекулятивного искусства удалось произвести современный технологичный аналог Ноева ковчега.

Вправе ли люди отвечать природе войной за климатические изменения, вызванные человеческими же действиями? Вокруг этого вопроса строится документальный фильм шведского дуэта Bigert & Bergström. Художники анализируют, когда и каким образом метеорологи стали сотрудничать с армией, выясняют состояние современной геоинженерии и пытаются подспудно протестировать собственную военную машину для предотвращения торнадо.

Люди всегда любили устраивать сезонные праздники, но из-за климатических изменений им, возможно, придется вносить некоторые коррективы в свои планы. Например, когда-то в Голландии существовал традиционный конькобежный заезд по одиннадцати городам, но последний раз его удалось провести в 1997 году — с тех пор для подобного мероприятия не было достаточно крепкого льда. Австралийские художники Тега Брейн и Джоди Ньюкомб решили собрать архив подобных фестивалей, которые уходят из современного мира по климатическим причинам, а также придумать новые сезонные события, адаптированные к изменившейся температурной реальности.