Стоит ли тому, кто хочет стать предпринимателем в сфере инноваций, поступать в бизнес-школу? На первый взгляд, нет: многие известные инноваторы советуют предпринимателям не нанимать выпускников MBA, потому что бизнес-программы не учат создавать компании с нуля. Специалист по инновационному предпринимательству Натан Ферр попытался разобраться в этой проблеме на Inc.com, а T&P перевели основные тезисы.

Сооснователь PayPal Питер Тиль однажды сказал: «Никогда не нанимайте выпускников MBA — они разрушат вашу компанию. Скотт Кук, основатель и глава Intuit, недавно признался мне: «Когда выпускники бизнес-школ устраивались к нам на работу, нам приходилось учить их всему заново — ничего из того, что они изучали, не могло пригодиться им в инновационной компании». Пожалуй, самое сильное обвинение прозвучало из уст Элона Маска, фаундера Tesla Motors, Space X, Solar City и PayPal, который сказал: «Наша позиция — в том, что иногда мы нанимаем людей, несмотря на диплом MВА, а не благодаря ему». В целом мы понимаем, что знания в сфере менеджмента важны для предпринимателя, так почему же лидеры инновационных компаний так яростно критикуют эти образовательные программы?

Я бы сказал, что проблема не в конкретных людях, а в целях менеджмента как такового. Бизнес-школы учат принципам менеджмента, сформулированным в ходе поздней индустриальной революции, для того, чтобы решать проблемы больших компаний, а не инновационных бизнесов. Поскольку индустриальная революция повлияла на экономический ландшафт, заменяя небольшие цеха и мастерские крупными компаниями, новые «гиганты» сформировали запрос на стиль менеджмента, позволяющий, образно говоря, «заставить поезда ходить по расписанию». Бизнес-школы учили менеджеров координировать и контролировать процессы внутри этих растущих индустриальных титанов. Как бы то ни было, хотя эти более привычные практики управления хорошо работают в решении знакомых проблем — например, оптимизации рабочих процессов и координации выполнения работ, — появляется все больше подтверждений того, что от них мало пользы в условиях неопределенности. Другими словами, бизнес-школы фокусируются на том, как завоевать покупателей со сложившимися ценностями, а не на том, как создавать новые ценности.

На ранней стадии развития компании, в фазе стартапа, уровень неопределенности высок, и предпринимателю приходится выполнять множество функций. Основной задачей становится поиск, открытия, помогающие определить своего покупателя. Но когда неопределенности становится меньше, акцент смещается в сторону исполнения и оптимизации — чтобы удовлетворять уже существующие запросы. На этом этапе фаундеры часто вылетают из компании, и выпускники МВА получают власть, чтобы масштабировать бизнес дальше.

«Ключ к успеху — в том, чтобы распознать, где применять более знакомый «МВА-подход», а где — новаторское мышление»

В условиях высокой неопределенности предпринимателям нужна не столько бизнес-школа, сколько нечто вроде школы инноваций. Приходится дело с развивающейся наукой управления неопределенностью. Приведу пример: когда вы изучаете маркетинг в бизнес-школе, вам обычно рассказывают о важности построения и защиты собственного бренда или о необходимости проведения количественных исследований, позволяющих получить фидбек от покупателей. А в школе инноваций вас научат на первых порах игнорировать бренд и получать весь фидбек через непосредственное взаимодействие с клиентами, а не с помощью исследований и интервью. Более того, инновационный подход делает акцент на тестировании прототипов продукта среди небольших групп покупателей и на том, чтобы воспринимать ошибки как возможности чему-то научиться, а не на стремлении удовлетворить широкий круг потребителей.

Я не утверждаю, что один подход хорош, а другой плох — оба хороши. Ключ к успеху — в том, чтобы распознать, где применять более знакомый «МВА-подход», а где — инновационное мышление. Это решение во многом зависит от градуса неопределенности. К счастью, бизнес-школы уже начинают использовать новые идеи, но пока мы находимся в эпицентре этх изменений, и важно сделать правильный выбор.