В московском Электромузее в Ростокино открылась Галерея звукового искусства — первый стационарно действующий проект в России, технически и концептуально предназначеный для показа работ в области экспериментального звука и технологических искусств новых медиа, связанных со звуком. Вдохновители пространства — участники сообщества Soundartist.ru (SA))). «Теории и практики» поговорили с Сергеем Касичем — основателем этого коммьюнити, преподавателем, музыкантом, медиахудожником и одним из идеологов саунд-арт-движения в России.

Проекты

Есть четыре основные области, где я веду активную деятельность. Первая — это проект Soundartist.ru, а также продюсирование и развитие этого сообщества с 2011 года (с 2008 года проект существовал под названием Love Live Electronic). Soundartist.ru — сообщество людей, которые связаны с саунд-артом, экспериментальным звуком и технологическими искусствами. С некоторыми из них мы плотно сотрудничаем на протяжении многих лет, в том числе делаем множество концертов и фестивалей, например фестиваль экспериментального звука «Подготовленные среды».

Вторая область — выстраивание своей стратегии развития как художника. Я сделал некоторое количество коллабораций на стыке искусства, техники, науки, музыки и иногда социальной инженерии.

Третья — это музыкальная сфера и моя деятельность как композитора, которая сейчас получила любопытное развитие благодаря сотрудничеству с режиссером Юрой Квятковским, с которым мы делаем уже третий совместный проект. Я участвую как композитор и саунд-дизайнер, пишу музыку для театральных постановок.

Четвертая область связана с просветительской деятельностью и преподаванием. С 2011 года вместе с коллегами мы ведем курс в Школе им. Родченко «Технические основы современного интерактивного искусства» — это единственный масштабный и долгосрочный курс по данной тематике в России. Также образовательная программа планируется в студии, которую мы открываем на Ходынке. Я называю это Sound Art Network — помимо студии откроется также саунд-арт галерея при Электромузее в Ростокино, они будут работать в спайке внутри одной сети, находясь в разных концах города. В студии планируются образовательные активности, плюс это будет первая саунд-арт-студия в России с уникальным набором акустики и инструментов, где участники сообщества смогут заниматься в том числе и продакшеном своих работ.

Развитие технологий

«Where Are You ? \ W-A-Y» , выставка «В по...

«Where Are You ? \ W-A-Y» , выставка «В поиске тишины» Москва 2014

В последние 5 лет произошел технологический переход, связанный с развитием мультимедиа-интеграторов — компьютерных программ, которые позволяют перемешивать между собой мультимедиа и любые потоки данных превращать в любые потоки данных в разных модальностях. Инструменты типа Max\MSP\Jitter, которые появились раньше всех, сильно продвинулись вперед. Сейчас появились легко программируемые микроконтроллеры типа Arduino — благодаря этому технологическому переходу доступ к технологиям получили люди, которые в этом могут и не разбираться (художники, музыканты). Это и был основной пафос современного DIY — современный киберпанк, потому что идея здесь исключительно панковская. Если в 70-х в панк-зине рисовались три аккорда и было написано: «У тебя есть три аккорда, теперь создай группу», то в 80-е люди, которые делали синти-поп типа The Human League, говорили: «Зачем знать три аккорда, когда можно нажать клавишу на синтезаторе одним пальцем и делать музыку?» При дальнейшей редукции появились нойз- и индастриал-сцены. Похожим образом появились даб, хип-хоп, хаус : «Зачем вообще играть, если можно сэмплировать множество имеющихся записей?»

Сейчас переход еще более радикальный — зачем использовать синтезатор или сэмплер, если можно сделать свой собственный музыкальный инструмент? Он может быть сколь угодно электронным или цифровым, и при этом необязательно быть инженером. Сейчас не «три аккорда» и не «одна нота». Сейчас «Взломай. Запрограммируй. Играй.».

Мастерская

«Where Are You ? \ W-A-Y» , выставка «В по...

«Where Are You ? \ W-A-Y» , выставка «В поиске тишины» Москва 2014

У меня нет мастерской как таковой — в основном потому, что я иммигрант и имею довольно стесненные жилищные условия. Возможно, это одна из причин, почему я занимаюсь проектами, инструментарий которых не занимает много места: компьютер, интернет, социальная инженерия. Если работа связана со звуковой галереей, то сам инструмент, в котором выполняется работа, уже является и помещением, и набором акустики, который не хранится дома, а инсталлирован в выставочном помещении. У меня много работ, которые выполняются на стандартизированных сетапах, — типа проектор-компьютер или компьютер-звукоусиление.

Поскольку я много делаю проектов в коллаборациях, например с «Электробутиком», или :vtol:, или Юлей Боровой, или Олегом Макаровым, то работаю в мастерских моих партнеров. Последний проект я делал непосредственно в выставочном пространстве, мне выделили какое-то время, чтобы я мог посидеть и собрать объект, — лазерный сканер, который требовал кибернетики, движущихся частей.

Создание проекта

Rangefinder или дальномер — устройство, предназначенное для определения расстояния от наблюдателя до объекта.

Я разработал идею лазерного рейнджфайндера из подручных средств — лазерных указок, которые можно купить в любом переходе, вебкамеры и компьютера. Мне хотелось использовать лазер не просто как прерыватель, а как континуальный переключатель: чтобы от длины лазерного луча зависел определенный параметр. Алгоритм совсем несложный — трекинг движущейся точки. Сканер снимает параметры длины лазерного луча и помечает изменения от нуля до единицы. Например, максимальная длина 7 метров — это единица. Дальше я назначаю значения на высоту тона осциллятора, и в зависимости от расстояния сканер меняет звук.

Сейчас есть такая тенденция внутри SA))-коммьюнити: некоторые из нас хотят убирать исполнителя, поскольку музыка будущего — это, вполне возможно, музыка без человека в этой системе. Поэтому, когда у меня появилась возможность, я смастерил робота для этой выставки, который делает работу автоматически (ранее это был мой роботизированный перфоманс).

Робот функционирует циклически: когда лазер выключен первые 10 секунд — он записывает акустику в комнате, для этого я использовал трамвайный микрофон 1985 года. Далее, когда лазер включается, — он начинает воспроизводить циклически записанный звук, но на запись наложен однополосный фильтр, который пропускает определенную полосу частот, у него повышенная амплитуда, отчего возникает резонанс. И эта частота, на которую фильтр наложен, изменяется за счет геометрии, которую сканирует лазер. Сам робот расположен в углу, и чем длиннее становится луч, тем дальше отъезжает фильтр в сторону высоких частот и возникает эффект свиста — глиссандо.

Дальше луч проходит до дальней стены, где самый высокий звук, и постепенно возвращается обратно. Соответственно, если в комнате находятся люди, он каждого человека сканирует, и каждый человек превращается в определенную ноту. Таким образом, геометрия пространства становится партитурой, которая фильтрует звуковую атмосферу в комнате. В целом, это гибридное произведение искусства, которое создает собственную эстетику, — на этом построены многие технологические произведения.

Базовые навыки

Сейчас по дефолту нужно знать аудио- и видеоредакторы, потому что, даже если ты не видеохудожник, тебе всегда приходится редактировать какие-то куски видео и звук. Плюс всегда нужны элементарные навыки 3D-моделирования. Я использую для видеомонтажа Adobe Premierе, для простых скетчей и анимации 3D — SketchUp, а для более сложного моделирования — Blender, хотя опять же я его практически не знаю.

Я очень хорошо знаю Cubase, который использую для коммерческого продакшена, но советовать могу программу Reaper — это такая же диджитал-станция, как и Cubase, даже по некоторым функциям превосходит, но он доступен практически бесплатно. В тестовой версии он остается полностью функциональным. Программа очень гибкая, потому что она разработана гиками. Есть хороший аудиоредактор Wavosaur, все основные функции, которые нужны для редактирования в одной строке, там есть.

Все, что касается интерактивности, — основной инструмент для меня сейчас PureData, я когда-то был один из немногих в России, кто начал осваивать эту платформу. Вторая программа по предпочтению — это Max\MSP\Jitter. Я работал немного с TouchDesigner, совсем немного в vvvv, чуть больше с Processing. На данный момент компьютеры и технику Apple я стараюсь не использовать. Я также до сих пор принципиально не использую программу Ableton Live.

Cейчас всем следует быть знакомыми с Arduino и ей подобными микроконтроллерными платами. И иметь в виду растущий рынок одноплатных компьютеров типа Raspberri PI, BeagleBoard и тому подобное. Тьюториалы по всему этому легкодоступны, а сами платы легко продаются в России.

Вдохновение

Мне кажется, если всем советовать одно и то же, то искусство будет неинтересным. Так что я считаю, что лучше ничего не советовать. Есть конкретные блоги, которые действуют по принципу агрегатора всего технологического искусства, музыкального хакинга и саунд-арта или просто музыки и синтезаторостроения.

http://hackaday.com/

http://matrixsynth.blogspot.com/

http://www.getlofi.com/

http://createdigitalmusic.com/

http://www.synthtopia.com/

http://prostheticknowledge.tumblr.com/

Фестивали

Первым, наверное, стоит упомянуть фестиваль Ars Electronica. Еще есть более академический Transmediale + CTM. Первый микс-формат фестиваль электронной культуры в России, который очень сильно повлиял на развитие здесь тематики мультимедиа-арта — «Абракадабра». Его своеобразное продолжение — фестиваль MIGZ. Оба они, к сожалению, уже не проводятся. Можно, наверное, отметить Resonate в Белграде, который сильно связан с интерактивностью и визуальностью.

Есть более популярного формата большие фестивали типа Sonar, которые связаны с музыкой, но кроме просто поп-групп туда привлекают, например, классиков индастриала или экспериментальных жанров. Есть чисто электроакустические фестивали — посвящены академической электронике и саунд-арту. Самый уважаемый конкурс по этой теме — французский Bourges — перестал существовать в 2011 году. Есть много разных меньшего пафоса — например, конкурсы и показы при европейских саунд-арт центрах типа h-ear. Есть более гиковские фестивали, но называть их смысла не имеет — типа LPM.

Книги

Непосредственно по теме саунд-арта в России была издана только одна книга — Дэвид Туп, «Искусство звука, или Навязчивая погода»: там про технологию ничего не сказано, автор пишет об эстетике и подходе к слушанию. В свое время для меня откровением была книга Андрея Горохова «Музпросвет», который систематизировал всю современную электронную музыку и закончил глитчем. На Soundartist.ru есть раздел «Ссылки», где собрана небольшая библиотека: там есть линк на сайт Андрея Смирнова и Термен-центр, где есть подборка исторической литературы.

Кроме этого, нельзя не упомянуть книгу Андрея Смирнова «Sound in Z» — результат многолетнего исследования истории экспериментального звука и музыкальных технологий в СССР. Она была издана в Лондоне.

Еще одна значимая публикация или даже медиапроект в области технологических искусств от отечественного автора — это «Evolution Haute Couture: Art and Science in the Post-Biological Age» под редакторством Дмитрия Булатова. Это двухтомник-каталог с выборкой определенных ключевых работ и авторов в области современного гибридного искусства на стыке науки, технологии и медиа. Довольно интересно один из современных технологических трендов отразил в своей книге «Makers: The New Industrial Revolution» бывший главред Wired Крис Андерсон.