По примерной оценке World Factbook, духовную жажду испытывает до 90% землян. New Religions Movement — понятие многогранное: в российских изданиях словосочетание «новые религиозные движения» могут переводить как «нетрадиционный культ», «маргинальная религиозная группа» или даже «тоталитарная секта». T&P публикуют тезисы лекции религиоведа Сергея Иваненко, который рассказал об антикультовых движениях и факторе появления новых религий в России.

О новых религиях в современной России

Среди самых заметных в России выделяют три направления — «Международное общество сознания Кришны», «Свидетелей Иеговы» и саентологов. «Свидетелей Иеговы», или иеговистов, в России около 170 000, это самая многочисленная из новых религий в стране. В основе этого движения лежит принцип теократического служения — иеговисты должны постоянно посещать некие уроки Библии, потому что «Бог сообщает новые истины». Главная особенность этой практики в том, что в ее рамках у каждого человека есть поле свободы — например, участникам не запрещено употреблять алкоголь, как в «Обществе сознания Кришны». Пожалуй, на этот фактор нельзя не обратить внимание, учитывая популярность иеговистов среди других НРД. После освобождения Бессарабии всех представителей этого движения на территории СССР отправляли в Сибирь, и только в 60-х «Свидетели Иеговы» разъехались по разным уголкам Союза и начали активно проповедовать. Кстати, довольно успешно: люди, недовольные системой и вдохновленные поиском нового мира и нового пространства для развития, активно приходили к учению. В силу политических, общественных обстоятельств движение «Свидетелей Иеговы» только набирало обороты. Иеговистов довольно часто пытаются обвинить в экстремизме, однако для последователей этой новой религии всевозможные гонения есть свидетельство истинности их мировоззрения.

Второе течение — «Общество сознания Кришны». Именно эта религиозная организация была первой, которую признали в СССР. Через 10 лет после этого, в конце 90-х, в обществе произошел кризис — лидер Харикеша Свами, принявший обет безбрачия, вступил в отношения с немецкой целительницей и начал выступать с критикой «Общества сознания Кришны» относительно семьи и брака. Но кризис удалось преодолеть: позже движение получило свой храм, а система образования внутри сообщества стала активно развиваться: если раньше статус санньяси — странствующего монаха-миссионера — имел только один человек, то сегодня уже пятеро носят этот титул. Главный вопрос, который стоит сейчас в «Обществе сознания Кришны», — может ли женщина быть гуру? Среди мастеров уже есть гуру женского пола — это матаджи Арчи, довольно известная проповедница армянского происхождения, ученикам которой чаще всего запрещают проповедовать из-за возникшей полемики: так или иначе, добрая часть «Общества сознания Кришны» уверена, что женщина не может носить статус гуру.

Третье из самых ярких НРД — саентология. Это движение, ориентированное на тех, кто стремится к успеху. У последователей саентологии нет проблемы выживания, перед личностью стоит вопрос: как использовать свои возможности, силы и ресурсы. Саентология носит достаточно элитарный характер — это некая дополнительная краска в палитре духовной жизни.

Об антикультовых движениях

Антикультовая школа представляет собой довольно широкое сообщество — в нее могут входить родительские комитеты, бывшие члены НРД, журналисты, церковные антисектантские центры. Часто антикультовые движения «демонизируют» оппонентов, представляют новые религии как абсолютное зло. Пытаясь ограничить религиозную свободу, аниткультовые движения стремятся к созданию некой иерархии. Когда в 90-х я составлял справочник религиозных организаций России, то почувствовал нарастание негативизма по отношению к новым религиям. Однако опыт общения с представителями различных антикультовых сообществ дал понять, что все ее члены — люди очень разные. Среди них есть лидеры, которые ведут полемику на уровне миссионерской работы, что в принципе полезно для церкви, новейших движений и общества в целом, — такой подход привносит гуманистическую ноту во все эти довольно напряженные отношения. На данный момент антикультовые движения переживают в России кризис — организации часто ведут между собой борьбу, а государство относится к движениям довольно прагматично, используя их в определенных своих целях.

здание церкви саентологии в Москве

здание церкви саентологии в Москве

О факторе появления новых религий

Главный фактор появления новых религий — недовольство обществом, политическими и социальными явлениями. Создают новые религии или примыкают к ним люди, которые не готовы радикально выражать свой протест, поэтому они ищут более спокойный выход из сложившийся ситуации. Так, в России давно существует альтернативное православие, в котором есть, например, Катакомбная церковь, или Русская истинно-православная церковь. Сейчас активность появления новых религий значительно меньше, чем несколько десятков лет назад. Это неудивительно — чаще всего лидерами новых крупных движений становились миссионеры из других государств, у которых получалось внедрить учение в определенную систему сознания.

Новый завет: религии XXI века

О трендах

Очень часто политики предлагают какие-то законопроекты, запрещающие деятельность неофициальных религиозных движений. Можно ли назвать этот тоталитаризм по отношению к НРД неким трендом? Скорее нет. Попытки вмешаться в эту тему и тем самым приобрести популярность можно назвать неудачными: избирателей совершенно не интересует деятельность новых религиозных организаций, поэтому стремление ввести запреты на их деятельность — довольно странное явление. В основном люди осознают, что в обозримом будущем новые религии вряд ли смогут каким-то образом принести угрозу традиционным.

Сергей Иваненко

религиовед, доктор философских наук, автор справочника «Религиозные организации России», многочисленных статей и монографий

«Когда я готовил справочник по религиозным организациям, то понял, что новые религии — неотъемлемая часть нашей жизни. Разделять их нет смысла, так можно просто сойти с ума. Я часто вспоминаю интересный эпизод на одном из заседаний Синедриона, описанный в Библии: когда привели учеников Иисуса Христа, Гамалиил, который был признан святым христианской церковью, оставаясь одним из видных представителей ортодоксального иудаизма, предложил членам судебного процесса отпустить апостолов. «Если они от Бога, то мы, преследуя их, станем богопротивниками, а если они от людей, то все это рассеется через короткое время». В каких-то новых религиях есть присутствие божественного начала, в каких-то его меньше или нет совсем. Иногда это меняется: движение начинается как что-то харизматичное и имеющее большой потенциал, но вскоре выдыхается, а во что-то рутинное и изначально не привлекающее внимания почему-то вмешивается Бог и придает течению новое дыхание».

Посты по теме: