За последние десять лет в мире резко возрос интерес к дистанционному образованию и так называемым массовым открытым онлайн-курсам (англ. massive open online courses, MOOC). Отчасти это вызвано разочарованием нового поколения инноваторов в традиционном образовании, отчасти — тем, что эта сфера дистанционного обучения чрезвычайно перспективна — на свете всегда будут люди, которые каждый день стремятся узнать что-то новое. Все это привело к появлению ряда проектов, быстро занявших уверенные позиции на рынке благодаря щедрым вливаниям венчурных компаний и грамотному маркетингу. T&P нашли самые эффективные бизнес-модели в области онлайн-образования.

Продажа сертификатов

Наиболее эффективной моделью является продажа документов, удостоверяющих успешное прохождение бесплатного MOOC-курса. Тут играют роль три фактора: во-первых, люди всегда охотно платят за хороший продукт, и символическая цена за документ по предоставленной бесплатно услуге этому только способствует; во-вторых, человеку всегда приятно увидеть материальное воплощение своих усилий, а иногда и похвастаться им перед другими — сертификаты выдаются только после успешного прохождения всех тестовых заданий и сдачи итогового экзамена, что требует определенных усилий и временных затрат; в-третьих, подобные сертификаты все больше начинают цениться работодателем как доказательство, что соискатель может выполнять ту или иную работу.

Классическим примером такой модели является проект Coursera, основанный в 2012 году профессорами информатики Стэнфордского университета Эндрю Ыном и Дафной Коллер. Ресурс предоставляет бесплатный доступ к 840 MOOC-курсам на различную тематику (маркетинг, бизнес, искусство, менеджмент, точные науки) от 114 институтов со всего мира. После окончания курса при условии успешной сдачи промежуточных заданий и заключительного экзамена по веб-камере, слушателю того или иного курса выдается сертификат об окончании, за это придется заплатить сумму в $40-$90. Популярность Coursera стремительно растет, в октябре 2014 количество пользователей ресурса превысило 10 миллионов человек. На конец прошлого года прибыль ресурса от оплаты слушателями подтвержденных сертификатов достигла одного миллиона долларов, при этом компания привлекла порядка $85 миллионов венчурного капитала.

По сходному принципу функционирует проект профессора компьютерных наук в Стэнфордском университете Себастьяна Труна Udacity, созданный с целью демократизации образования. В октябре 2012 года венчурная компания Andreessen Horowitz вложила в него 15 миллионов долларов. На ресурсе представлено около 40 MOOC-курсов, в основном, по техническим специальностям: физика, инжиниринг, робототехника, программирование, также есть курсы по ведению блогов и созданию стартапов. На настоящий момент количество пользователей ресурса превышает 1,6 миллиона человек. После прохождения курса студенты бесплатно получают сертификат об окончании, подписанный преподавателями, однако для некоторых курсов возможно выполнение очного экзамена через сайт Pearson VUE, стоимость которого составляет около $90. Разумеется, и Coursera, и Udacity являются проектами крупных американских университетов и получают от них значительную спонсорскую поддержку, так как подобные ресурсы − это неисчерпаемый источник ценных кадров.

Подписка на контент

Другой очевидной моделью является плата за сам образовательный контент: ты сначала платишь, потом изучаешь, а получать сертификат или нет — решать тебе. Одним из старейших проектов, работающих по этой модели, является ресурс Lynda.com, основанный в 1995 году компьютерным инструктором Линдой Вейнманн. Сейчас у lynda.com 4 миллиона пользователей по всему миру, изучающих более 2400 MOOC-курсов в области бизнеса, дизайна, программирования, фотографии, 3D и т.д. В 2013 году компания Линды получила 103 миллиона долларов инвестиций от венчурных компаний Accel Partners и Spectrum Equity. Некоторые курсы на сайте бесплатные, но большинство требуют подписки. Месяц стоит $25, год − $250, также есть премиальная годовая подписка за $375 с возможностью скачивать обучающие видео и смотреть их, не выходя в интернет.

Другой пример − tuts+. Удобный ресурс с MOOС-курсами (более 420) в области программирования, бизнеса, дизайна, музыки, 3D-графики, фото и видео. Также позволяет скачивать электронные книги и учебные пособия по указанным дисциплинам (более 18 тысяч материалов). Сайт предоставляет новичкам двухнедельный бесплатный доступ, после чего необходимо приобрести годовую подписку стоимостью $180.

Площадка для ИП

Еще одна модель монетизации — получения процента с прибыли от продажи образовательных услуг преподавателями, пользующимися ресурсом, как площадкой для размещения своего контента. Удачный пример − Udemy, еще одна крупная образовательная онлайн-платформа с удобным интерфейсом, на которой преподаватели со всего мира при помощи специальных инструментов могут создавать собственные MOOC-курсы, загружая на сайт видео- и аудио-материалы, презентации, текстовые материалы и архивы, и продавать подписку на них всем желающим, отдавай самому ресурсу часть прибыли. Цена на курсы сильно варьируется, но большинство из них стоит в диапазоне $29−$99, поcле окончания выдается сертификат. Сейчас пользователями Udemy являются более 4 миллионов студентов, изучающих почти 20 тысяч курсов различной направленности (бизнес, искусство, здоровье, языки, музыка, науки и технологии и т.д.). Ресурс стремительно набирает обороты, привлекая все новых и новых инвесторов. В мае 2014 года венчурные компании Norwest Venture Partners, Insight Venture Partners и MHS Capital инвестировали в Udemy $32 миллионов.

Немного по-другому монетизирует контент проект Массачусетского технологического института и Университета Гарварда edX, в который каждый из двух вузов на старте вложил по 30 миллионов долларов. У ресурса есть две модели. Согласно первой, различные образовательные учреждения (например, вузы) использую площадку edX для размещения созданных своими силами MOOC-курсов, после чего ресурс забирает себе первые заработанные каждым курсом $50 000, и далее весь доход начинать делиться между вузом и площадкой пополам. Если курс имеет успех среди подписчиков, и его запускают еще раз, edX получает первые $10 000 дохода. По второй модели ресурс сам выступает в качестве разработчика и консультанта, создавая курсы для вузов по стандартной ставке в $250 000, и получает первые $50 000 дохода после запуска курса. В случае реализации этой модели вуз после преодоления указанной границы начинает получать 70% дохода, что тоже весьма выгодно. Сейчас на платформе в открытом доступе представлено около 300 курсов, которые изучают более трех миллионов человек. После завершения курса edX предоставляет сертификаты, однако денежная стоимость и стоимость в плане образовательных кредитов каждого сертификата варьируется, в зависимости от предоставляющего курс института.

Пожертвования

Здесь логика проста: кто не заплатит за предоставленную услугу, тот отдаст деньги из благих побуждений. По этой модели работает знаменитая Академия Хана — некоммерческая организация, созданная в 2006 выпускником Массачусетского технологического института и Гарварда Салманом Ханом, в 2012 вошедшим в сотню самых влиятельных людей планеты. Сайт академии предоставляет доступ к более чем 6000 бесплатным видео с мини-лекциями на самую разную тематику. Проект существует на пожертвования, большая часть из которых поступает от Google и Фонда Билла и Мелинды Гейтс. В 2010 году Google вложил в проект 2 миллиона долларов, а в июле 2014 министерство образования выделило 3 миллиона долларов на изучение эффективности ресурса, что само по себе говорит о признании со стороны государства. Лекции на сайте предоставлены на английском, но существуют волонтерские проекты по переводу лекций на другие языки. В 2013 году посещаемость сайта превысила 10 миллионов человек в месяц.

Реклама

Большинство образовательных проектов, предоставляющих в открытом доступе MOOC-курсы, учебную литературу и практические руководства в самых разных областях знаний, созданы на рекламной основе. Одни, как популярный техноблог RayWenderlich, в прямом смысле привлекают рекламодателя уникальным контентом — постами на тему программирования и кодинга. Другие, как сайт Academic Earth, предоставляющий бесплатный доступ к лекциям сразу тринадцати американских университетов, привлекают стратегических партнеров вроде CMN.com.

На данный момент существуют образовательные проекты, позиционирующие себя как некоммерческие, но заложенный в них потенциал настолько велик, что это не может не вызывать бурных обсуждений — Facebook ведь тоже долгое время был некоммерческим. Большой загадкой в этом плане является запущенный в 2011 году молодыми стартаперами Заком Симсом и Райаном Бабински проект Codecademy. Благодаря ему пользователи могут совершенно бесплатно изучить языки программирования Python, PHP, jQuery, JavaScript и Ruby, а также языки разметки HTML и CSS. Обучение представляет собой набор снабженных инструкциями упражнений по написанию программного кода, многие из которых выполнены в игровой форме. Благодаря ресурсу можно быстро создать собственный интерактивный сайт, освоить интерфейсы программирования приложений (API) для YouTube, ScyDrive, WePay, Deezer, 23andMe и др., и даже спрограммировать за 30 минут собственную галактику.

На начальных этапах стартапу удалось привлечь свыше 12 миллионов долларов венчурного финансирования, сейчас количество прошедших обучение на ресурсе превышает 24 миллиона человек. Пока что проект не зарабатывает ни цента, хотя создатели и заявляют, что у них есть долгосрочные планы по получению прибыли, и пользователи теряются в догадках: на чем проект будет делать деньги? Это может быть и цифровая реклама (траффик 24 млн человек!), и продажа всевозможных инструментов и сервисов для программистов-девелоперов, а также сертификатов о завершении обучения, и распространение премиального контента по подписке, и персональные уроки от гуру кодинга. По словам самого создателя проекта Зака Симса, одним из источников дохода компании будет платный допсервис, связывающий успешно окончивших обучение с компаниями, ищущими девелоперов для найма.