По идее кураторов, задача «Ночи искусств» — дать выход творческому потенциалу жителей Москвы. В программе есть мастер-классы по танцам и игре на музыкальных инструментах, кинопробы и кинопоказы, необычные концерты и ночные встречи с авторитетными деятелями культуры. Цифровое искусство, законы понимания оперы и философия музыки — из внушительного списка «Теории и практики» выбрали самые интересные события. Посмотреть полную программу и зарегистрироваться можно на сайте.

Федор Павлов-Андреевич

комиссар «Ночи искусств»

«В Москве не успевают на культуру. К тому времени, когда москвичи заканчивают свой рабочий день, все музеи и театры уже закрываются. Но они не безликая масса, эти люди в своих мечтах занимаются авиамоделированием, профессиональной съемкой, пишут картины, что угодно. И «Ночь искусств» задумывалась для того, чтобы культивировать эти тайные желания, показать людям, что их мечты важны.

Гости могут выбрать любую из ночных встреч в соответствии с их желаниями, возможностями или настроением: кто-то пойдет в Парк Горького слушать дискуссию директора ГМИИ им. Пушкина Ирины Антоновой и директора «Гаража» Антона Белова, кто-то отправится на встречу с Аллой Демидовой, которая считает, что без поэзии невозможно преодолеть жизненные дебри, кто-то пойдет на встречу Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова. Мы позвали всех этих людей, чтобы они рассказали москвичам о своей жизни, помогли им избавиться от нерешительности, показали, как можно совмещать творчество и работу, и объяснили, почему культура — это важно».

Зачем ценить малое и как запомнить счастье?

Режиссер, сказочник и создатель самых хрупких и нежных образов в истории мировой анимации Юрий Норштейн научит бережно хранить счастливые воспоминания, воплощая их в рисунках, набросках, заметках и фиксируя с помощью искусства. По его мнению, именно из этих малых, почти неуловимых вещей и вырастает самое важное в жизни и творчестве каждого человека.

Как работает современное искусство?

Дмитрий Гутов

художник, теоретик искусства

«Современное искусство — это норма, существующая только для посвященных, но не для неподготовленной публики. Большинство людей думает, что это какой-то сумасшедший дом, они не понимают, почему объекты на выставках называют искусством. И этот разрыв между профессиональной средой и публикой очень велик. На встрече я попытаюсь перебросить мостик через эту пропасть — объяснить, какие законы действуют в искусстве, каков его язык. У слушателей будет возможность непосредственно соприкоснуться с этим миром: я буду рассказывать и показывать на примерах не только то, что произошло с искусством за последние 500 лет, но также расскажу о рейтингах художников и законах рынка современного искусства».

Как писать в социальные сети?

Мария Слоним

писатель, журналист

«В социальных сетях родилась новая форма общения, заменившая телефон и реальный разговор — своеобразный конференс-колл, постоянное коллективное обсуждение. Я воспринимаю ленту не только как подборку новостей, но и своебразный сборник «писем» моих друзей, узнаю таким образом, что с ними происходит, что они думают по тому или иному поводу. Что-то подобное я пытаюсь донести до своих многочисленных читателей, описывая свой маленький мир. На встрече я постараюсь рассказать о феномене социальных сетей и о том, почему мы читаем ленту и почему мы туда пишем, чего мы ждем и что мы хотим сказать, почему одни тексты читаются, а другие нет».

Как создавать цифровое искусство?

Евгений Святский

художник, член группы AES+F

«Цифровая среда предлагает чистый инструментарий для работы: это удобно, интересно, это дает более широкие возможности выразительности. С другой стороны, эта же среда является и средой распространения, интернет дает новые каналы коммуникации со зрителем. Цифровая среда — это одна стихия, в которой сейчас живет визуальность. На встрече мы расскажем, как наша группа использует цифровые технологии в своей работе: как мы работаем с Adobe Photoshop, как в своих изображениях и видео сочетаем фотографии и компьютерную графику, как используем 3D-графику для создания скульптур и многое другое».

Как работать с литературным материалом?

Почти все фильмы Александра Зельдовича основываются на литературных произведениях: в своем дебюте «Закат» он фантазирует на темы Исаака Бабеля, сценарий для «Москвы» был написан им в соавторстве с Владимиром Сорокиным. Сам режиссер в одном из интервью говорит, что русская жизнь вообще литературна. По его мнению, отечественная литература — единственная реальность, которая существует неизменно на фоне общественно-экономических трансформаций и переписываемой истории. В рамках встречи режиссер расскажет о своей работе с материалом, а также авторах и режиссерах, которые его вдохновляют.

Как смотреть и слушать оперу?

В рамках «Ночи искусств» также будет проведен краткий курс по пониманию оперного искусства. Лектор — лауреат премии «Золотая маска» Василий Бархатов, известный своими оперными постановками на сценах Михайловского, Мариинского, Большого театров. Зрители и слушатели — как начинающие, так и опытные — узнают пять основных законов того, как правильно смотреть и слушать оперные произведения.

В чем философская составляющая музыки?

В Музее музыкальной культуры им. Глинки пройдет встреча с композитором, музыковедом и философом Владимиром Мартыновым, который вместе с культовым рок-музыкантом Леонидом Федоровым обсудит философскую и духовную составляющие музыки. Может ли музыка спасти мир? В чем секрет ее воздействия на слушателя?