Журнал Art Review выпустил очередной рейтинг Power 100 — говорящий не cтолько о силе искусства, сколько о силах за ним стоящих. T&P проанализирвали топ-лист и выделили несколько новых участников.

Традиционно Power 100, ежегодный рейтинг наиболее «влиятельных» людей в мире искусства, журналисты встречают едкими критическими статьями, либо составлением альтернативных топ-листов. Так, журнал Hyperallergic, который год назад создал пародический рейтинг самых слабых деятелей искусства, в этом году написал, что «единственная удивительная вещь в списке — это то, насколько он неудивителен».

Несмотря на незначительные перетасовки, львиную долю участников по-прежнему составляют коллекционеры, меценаты, попечители, а также обслуживающие их галеристы и дилеры. В этом смысле Art Review последовательно исполняет свою функцию конвертации экономического капитала в символический: денежное вливание в искусство обеспечивает инвесторам высокий социальный статус и имидж просветителей общества. Однако помимо миллиардеров-даятелей в рейтинге наравне с ними соревнуются директора и кураторы этаблированных международных институций: вверх взлетают те, кому предстоит курировать какую-то наиболее престижную выставку вроде «Документы» или Венецианской биеннале еще до презентации проекта (Адам Шимчик и Оквуи Енвезор вернулись в список и сразу попали во вторую десятку). С ними конкурируют и художники-антрепренеры, художники-селебрити, и художники-миллиардеры, которые получили ретроспективы в одной из влиятельных институций, вроде Марины Абрамович, Джеффа Кунса и Ай Вей Вея.

Как уже отмечалось, предположительно из-за скандала вокруг «расисткой фотографии» за бортом осталась единственная русская участница Дарья Жукова. Это решение вполне лицемерно, если учесть политику самого журнала, который сосредоточен только на деятелях культуры из Европы и Северной Америки: в рейтинг попал всего лишь один человек из Африки — куратор Койо Куо.

Другая причина — это сложившийся после санкций консенсус, что деньги русских олигархов — даже если они идут на благую цель поддержания искусства — грязнее их западных коллег, заработавших свои миллиарды «честным» трудом. Однако вопреки объяснения рейтинга политическими мотивами, украинский магнат Виктор Пинчук, которого должен был поддержать западный журнал, тем более потому что он выбрал наиболее похвальное дело — поддержку молодых художников (Future Generation Prize), все-таки сместился с насиженных за последние четыре года тридцатых строчек до 87 места. Между тем, хорошей новостью стало то, что «рецидив» появления Демьена Херста после двухлетней «ремиссии», когда художник не появлялся в списке, теперь кажется маловероятным. Несмотря на то, что в рейтинг не попал ни один художественный критик, он вселяет надежду, что критика все-таки что-то еще значит в мире искусства.

Кристофер Вул

На 55 месте размесился Кристофер Вул, художник, отчаянно пытающийся удержаться в рамках холста и медиума живописи после концептуального слома в искусстве в 60-х. Его серые абстрактные работы или буквы, нанесенные через трафарет, воплощают собой то неинтересное, дорогое и претенциозное искусство, которое заполняют коммерческие галереи. В рейтинг он попал после ретроспектив в музее Гугенхайма и Чикаго, а также продажи на аукционе «Кристис» работу за 26.5 миллионов долларов.

Том Экклес

© Haim Steinbach

© Haim Steinbach

Том Экклес (Tom Eccles), занявший 77-ю строчку, с 2005 года работает исполнительным директором в Центре кураторских исследований колледжа Бард — мануфактуре по производству первоклассных (и не очень) кураторов (см. материал ТиП). В заслугу Экклеса вменяют также и основание CCS Bard’s Hessel Museum of Art, установившего связи с другими институциями, а также проведение выставки-ретроспективы одного из основателей так называемого «товарного искусства» Хаима Стейнбаха.

Филип Пиротт

В прошлом году Power 100 неожиданно включил в свой список франкфуртскую художественную школу Städelschule — на этот раз в рейтинг попал олицетворяющей ее ректор Филип Пиротт (Philippe Pirotte) (88-е место). Заняв свой пост, он пригласил преподавать в университет таких маститых деятелей искусства, как Петер Фишли (изящные искусства), Дуглас Гордон (фильм), Майкл Кребер (живопись), Изабель Граф (теория) и Даниель Бинрбаум (философия) (последний ранее сам являлся ректором). Как указывает Art Review, немаловажно и то, что Пиротт стремится защитить студентов в период так называемых «мер экономии».

Жанг Вей и Ху Фан

Основатели междисциплинарного пространства Vitamin Creative Space (Гванджу и Пекин) Жанг Вей и Ху Фанг (Zhang Wei & Hu Fang) находятся на 84 месте рейтинга. Vitamin — наиболее влиятельное пространство, представляющее китайских художников на международной арене. Жюри Art Review выделили его создателей из-за берлинского института Олафура Элиассона (Institut für Raumexperimente) и награду, которую получил представляемый ими художник Коки Танака (Deutsche Bank’s Artist of the Year 2015). А также за то, что Ху Фанг опубликовал книгу «Дорогой навигатор», где художественная проза сливается с критикой.

Акрам Заатари

Ливанский художник Акрам Заатари (Akram Zaatari) удостоился 94 места за свою невероятную активность и успех в течение последних двенадцати месяцев. За это время художник представил несколько выставок: в Торонто, Брюсселе и Лондоне. Его работы, основанные на архивных фотографиях и письмах, посвящены неисчерпаемой теме, с которой работают многие его коллеги по региону, — продолжительному конфликту на Среднем Востоке.

Койо Куо

Койо Куо (Koyo Kouoh) — арт-директор и основателница Raw Material Company — междициплинарной галереи, библиотеки и програмы резиденций в Дакаре, столице Сенегала. Куо создает выставки, за которые ей приходится расплачиваться цензурой, например, открытие выставки Precarious Imaging: Visibility and Media Surrounding African Queerness последовало российскому сценарию: она была атакована вандалами, а затем закрыта государством, так как в Сенегале гомосексуальность официально запрещена. Свой след Куо оставит и в главной выставке 2017 года Документа, где она будет помогать Адаму Шимчику.

Педро Мендес, Фелипе Дмаб и Мэттью Вуд

Следуя тренду на интеграцию бразильского искусства в глобальный рынок, Art Review отдали предпоследнее место триумвирату Педро Мендес (Pedro Mendes), Фелипе Дмаб (Felipe Dmab) и Мэттью Вуда (Matthew Wood) из Сан-Паоло, которые открыли галерею Mendes Wood. Цель этой институции — выставлять одноверменно международных и бразильских художников, с одной стороны, создавая между ними диалог, но одновременно сохраняя региональные различия. Мендес Вуд приветствует соединение искусства, музыки, архитектуры, видео, коллективных практик, интеллекутализма и политического активизма.