Сегодня технологическое искусство является одной из самых актуальных сфер в современном художественном контексте — вслед за этой тенденцией еще более актулизировалась необходимость открытого обсуждения, дискуссии на тему современной ситуации в поле новых медиа. Рассуждать на эту тему взялись организаторы Plums Fest — фестиваля аудиовизуальных экспериментов и мультимедиа проектов.

Анна Титовец

Cо-основатель и куратор Plums Fest, медиа-художник

«Образовательная программа — эклектичная на первый взгляд, но суперточная по актуальности тем мастер-классов и лекций. Открытая дискуссия, посвященная проблематике отношений с «новыми медиа» в российском контексте — одна из ключевых для всей программы фестиваля, да и, думается для широкого поля всех художников, кураторов, дизайнеров, организаторов, всех тех, кто что-то делает и двигает в сфере технологического искусства. Такая дискуссия назревала уже очень давно — собрать наконец самых интересных и активных представителей поля, как молодых, так и пионеров направления — в одном месте в один час. Состав участников по настоящему звездный — Ольга Шишко, Дарья Пархоменко, Иван Полисский, Алексей Шульгин, Наталья Фукс, Сергей Касич, Алексей Щербина, Анна Титовец и другие участники, которые, я уверена, будут присоединяться к жаркой дискуссии по ходу дела. Все участники — представители разных подходов к теме и вообще, зачастую к понятию «новые медиа», и , тем самым, дискуссия еще более интригующая!

В субботу у нас будет проведен один из первых в Москве мастер-классов, посвященных такому актуальному вопросу, как работа с полнокупольными медиа и полнокупольным видеоконтентом в реальном времени. Видео в куполе — будь то планетарий, либо мобильная купольная конструкция — формат, к которому очень активно прибегают современные художники и режиссеры, уставшие от плоского экрана и линейности восприятия. На мастер-классе, который является естественным продолжением выставки фестиваля, где представлены медиа арт работы зарубежных и русских художников в полнокупольном формате, студенты смогут получить некий «пакет» базовых знаний, который должен подтолкнуть ребят к использованию совершенно нового медиа в своем творчестве».

Дарья Бирюкова

Куратор выставки «Кэмп — альтернативная чувственность», сотрудник и куратор отдела видео- и кинопрограмм ГЦСИ

«Термин „кэмп« в России никогда не был широко распространен и употреблялся в кругу узких специалистов. Благодаря образовательной программе к выставке „Кэмп — альтернативная чувственность« данное явление будет рассмотрено с точки зрения массового кинематографа и современного искусства. Лекторы постараются объяснить, почему данная стилистика используется художниками и режиссерами, и что именно так привлекает зрителей в кинематографе категории „кэмп«».

«Божественная комедия: хорошее плохое кино»

Историю треш-кино расскажет философ, культуролог, доцент факультета философии НИУ ВШЭ Александр Павлов. Интеллектуалы на Западе уже давно сделали исследования низких жанров кинематографа пристойными. Заниматься изучением, скажем, ужасов и треш-кино — весьма престижно. Более того, это — одна из самых популярных тем в Cinema Studies сегодня.

«Искусство по телевизору или искуственность как стратегия»

Лекция посвящена эстетике кэмпа, от его зарождения до наших дней. Кэмп — это дурной вкус, которым с одной стороны кичатся, а с другой — не отказывают себе в удовольствии любить его. Образцы высокой культуры вошли в массовую культуру и стали вариантами клишированных образов — так, Вагнер стал лейтмотивом Дарта Вейдера, а репродукции Кандинского появились на упаковках зубных щеток. Красота стала пошлостью. Но пошлость, как раз благодаря кэмпу, перестала быть чем-то порочным. Рассказывать об этом будет Дарья Бирюкова — куратор и сотрудник отдела видео- и кинопрограмм ГЦСИ.

«Аудиовизуальный перформанс. Опыт концептуализации»

Лекция Хермана Колгена — основателя жанра live cinema и автора медиаскульптур на улицах европеских городов. На лекции канадский медиахудожник расскажет о своих работах и поделиться своими концептуальными изысканиями. Колген делал перформансы с Лос-Анджелесской Филармонией, с Парижским Ансамблем Современной музыки, с такими известными художниками как Zimoun и David Letellier.

«Мастерская Playtronica: создай свой DIY синтезатор»

На фестивале пройдет первая «недетская» мастерская Playtronicа, которую проводит театральный продюсер Саша Пас. На этой интерактивной музыкальной площадке учат самовыражаться через звуки и ритмы, создавать музыкальные инструменты из подручных DIY-материалов — от связки фруктов до ботинок, ведер или боксерских груш. Playtronica работает с простым изобретением MakeyMakey. Это устройство состоит из платы, которая с одной стороны подключается к компьютеру через USB-кабель, а с другой через провода зажими закрепляется к каким-то предметам, например, игрушкам. Так каждый предмет становится нотой, и, прикасаясь к нему, можно воспроизводить нужный звук. Вместо игрушек можно использовать любые другие подручные предметы: еду, посуду, мебель или даже части тела.