В современном мире наука играет гораздо большую роль, чем это может показаться на первый взгляд. Правильное питание, планирование семьи, лечение различных заболеваний и даже успех в бизнесе во многом зависят от исследований в области микробиологии, геномики, математики и физики. Но чтобы делать выбор в пользу того или иного метода лечения, той или иной технологии, нужно ориентироваться в последних научных открытиях и достижениях. При этом важность диалога ученых и общества по-прежнему недооценивается. Специалисты из Института Сенгера и Кембриджа поделились с T&P британским опытом популяризации науки.

Понимание науки— это не просто знание определенных научных фактов, но и умение их анализировать, правильно оценивать, учитывать возможные риски и последствия. Очевидно, что достоверную информацию можно получить только от самих ученых, но «достучаться» до них бывает сложно. Наука как будто существует «за стеклом»: мы видим результаты научной деятельности, но соприкоснуться с этим миром не можем. Чтобы изменить ситуацию, США и Великобритания, а за ними и ряд других европейских стран сделали популяризацию науки обязательной частью исследований.

Научиться слушать

В 1985 году в Англии вышел официальный документ «О понимании науки общественностью», так называемый отчет Бодмера, который обязал научный мир делиться с обществом своими знаниями и достижениями.

Джулия Виллингейл-Тен

руководитель отдела Public Engagement института Сенгера, одного из крупнейших геномных исследовательских центров

«На тот момент мы видели свою задачу в том, чтобы рассказать людям, чем занимаются ученые: над какими проектами они работают, какое значение это имеет и так далее. С тех пор многое изменилось. Речь идет уже не просто о трансляции идей и научных фактов, как это чаще всего происходит в обычном пиаре. Теперь мы говорим о построении диалога и доверительных отношений между учеными и обществом. Это союз, поэтому мы называем нашу деятельность Public Engagement.

Чтобы получить общественные или государственные деньги под проект, надо его обосновать. Это можно сделать, только объяснив его цель и смысл. Таким образом, если ученый рассказывает широкой общественности о своем проекте еще на стадии его разработки, он может добиться его признания и в итоге получить больше денег».

Определить аудиторию

Для ученого важно понять, с кем он собирается говорить о науке. Перед тем, как рассказать миру о своем проекте, спросите себя: «Кто эти люди? Сколько им лет? Какое у них образование? Передо мной будущие ученые или просто любопытствующие? Что им уже известно из этой научной области? Чем они занимаются и интересуются? Как я могу их вдохновить? Какие могут возникнуть барьеры в общении, и как их преодолеть (например, страх публичных выступлений, неуверенность в себе, языковые трудности и др.)?».

Одна из главных задач популяризации науки — привлечение в науку молодых, поэтому важнейшей аудиторией являются дети, а точнее школьники и студенты. Стоит учитывать, что для некоторых областей знаний существуют возрастные ограничения. Например, проблемы геномики нет смысла обсуждать с детьми младше 14 лет. А вот об основах физики, например, о гравитации, вполне можно поговорить и с младшими школьниками.

В британских школах сотрудники научных институтов проводят внеклассные уроки, встраивают свои лекции в школьное расписание, участвуют в днях открытых дверей, курируют отдельных учеников, организовывают для школьников экскурсии в своем институте. Также они работают с учителями, помогая им разобраться в новейших исследованиях.

Джулия Виллингейл-Тен

руководитель отдела Public Engagement института Сенгера, одного из крупнейших геномных исследовательских центров

«Геномика — новая и стремительно развивающаяся область. Естественно, у многих учителей, которые оканчивали школу 20-30 лет назад, не было такого предмета в расписании. Мы стараемся приобщить учителей к современным исследованиям, проводим для них специальные курсы и тренинги, создаем онлайн-ресурсы для обучения».

Вот основные правила, которые важно соблюдать при работе со школами:

• помимо вашего предмета, у школ много различных приоритетов, поэтому важно подстроиться под существующее расписание и заранее продумать свои занятия;

• сотрудничайте с учителями: встречайтесь и обсуждайте с ними все ваши идеи, их опыт работы с детьми и знания помогут вам;

• оценивайте результаты: узнайте у учителей или руководства школы, понравилось ли им сотрудничать с вами, что бы они хотели доработать, а что взять на вооружение;

детям интересно не только ваше исследование, но и вы сами как личность. Рассказывайте им о своем опыте и о том, что значит быть ученым;

• узнайте заранее обо всех ограничениях, которые существуют при работе с детьми, и будьте готовы ко всему. Дети — самая непредсказуемая аудитория.

Через школы и университеты открывается доступ к другой целевой аудитории — к семьям. Если ученики и студенты получают адекватные знания в школах и вузах, они обсуждают эти вопросы дома и передают информацию родным и близким. Наконец, третья аудитория — это взрослые. К ним сложнее найти подход, поскольку далеко не многие хотят, чтобы их чему-то учили. Это люди со сложившейся системой ценностей, с устоявшимися стереотипами. Между тем, без понимания науки не обойтись во многих жизненных вопросах.

Выбрать формат общения

Фестивали науки и выставки

Подобные мероприятия привлекают огромное количество людей разного возраста, которые приходят, чтобы лично пообщаться с учеными и узнать о современных исследованиях. Здесь много возможностей для неформального общения с самыми разными людьми, в том числе с детьми и родителями.

Никола Бакли и Дэйн Комерфорд

организаторы фестиваля науки в Кембридже

«Если вы только начинаете свой путь в Public Engagement, стоит поработать на одном из стендов на фестивале науки. Задача ученого на таких стендах — объяснять, как работают представленные интерактивные объекты, и подробнее рассказывать о той или иной научной теме. Такие стенды привлекают и детей, и взрослых. Пока дети развлекаются с интерактивными экспонатами, взрослые могут пообщаться с исследователями и взглянуть на другие материалы. Многим взрослым, кстати, нравится игровая форма общения, поэтому для них можно устраивать специальные вечерние сессии, чтобы они не чувствовали себя неловко, и им не приходилось бы отталкивать детей от интересных объектов»

При организации любого мероприятия, будь то фестиваль науки, выставка или день открытых дверей, важно подумать о возможных рисках: безопасность посетителей, возможность установить оборудование, удобное пространство. Например, эксперименты с водой вряд ли уместно проводить рядом с древними рукописями. Самое главное — доступность выбранного места: легко ли добраться до него на машине и общественным транспортом, есть ли там коммуникации, освещение, еда, удобно ли там будет посетителям с маленькими детьми. При этом важно сохранять спокойствие, даже если что-то пошло не так. Гости не пришли, оборудование сломалось, реагенты неожиданно закончились, ученики, которых вы пригласили, должны в это время идти к врачу, помощники заболели — это может случиться на любом мероприятии. Но при этом, что бы ни произошло, всегда проводите оценку события. Это поможет понять, добились вы своей цели или нет. Необязательно писать многостраничные отчеты. Можно просто провести интерактивное голосование среди посетителей, понаблюдать за поведением людей на самом мероприятии, посмотреть, что творится в соцсетях, попросить написать отзывы на открытках и бросить их в специальный ящик.

Дискуссии

Дискуссии — также прекрасный формат для неформального общения. Это могут быть регулярные встречи в барах и кафе (Cafés Scientifiques), публичные лекции в университетах и научных центрах. Но здесь есть и определенные риски: во-первых, никогда нельзя предугадать, сколько человек придет на встречу. Во-вторых, нужно очень хорошо разбираться в своем вопросе: знать как детали, так и общие вещи, поскольку спросить вас могут о чем угодно. И наконец, нужно постараться обойтись без занудства, быть интересным и смешным одновременно, ведь это неформальные мероприятия.

Музеи, библиотеки, культурные центры

Многие музеи сегодня активно популяризируют науку и проводят выставки, лекции, дискуссии. Но с учетом, как правило, небольшого исследовательского штата, охватить все аспекты научной деятельности они не могут. Участие ученых в музейных мероприятиях повышает их ценность и значимость и дает людям возможность получить актуальную информацию о науке из первых уст. «Люди обычно понимают, ученый перед ними или сотрудник музея. При общении с учеными дискуссия переходит на новый уровень, более профессиональный и доверительный», — говорит Джулия Вилленгейл-Тен.

Среди возможных форматов сотрудничества: лекции для небольших групп, неформальные разговоры с посетителями в кафе или столовой, установка собственного экспоната, тематические экскурсии, мастер-классы в рамках музейной выставки, участие в дебатах и дискуссиях и др. Работа с музеями, библиотеками и культурными центрами весьма плодотворна, поскольку эти площадки, как правило, отличаются удобным местоположением, обладают всей необходимой инфраструктурой и оборудованием, имеют постоянных посетителей. Кроме того, у сотрудников заранее можно узнать статистику: посещаемость места, возраст, пол, род занятий основной аудитории. Главный совет при работе с этими организациями: пользуйтесь по максимуму опытом персонала. Сотрудники музеев и библиотек знают своих посетителей, свои помещения и свою коллекцию.

Городская среда

В качестве каналов коммуникации можно использовать городские объекты и инфраструктуру. Это необычно, красиво и функционально. Например, рядом с клиникой Адденбрук в Кембридже построили велодорожку, на которой нарисовали 10 000 цветных полосок. Они изображают последовательность ДНК гена BRCA2, поражение которого вызывает рак молочной железы.

Экскурсии

Чтобы продемонстрировать свою открытость, полезно устраивать обзорные и тематические экскурсии по научному центру. Многим интересно посмотреть, как работают ученые, какое оборудование и технологии используют. В институте Сенгера, например, проводят экскурсии для школьников, учителей, студентов, пациентов клиник, общественных групп. Наиболее популярные темы: основы ДНК и геномики; геномы и генетические вариации; генетическая природа рака; микроорганизмы, вызывающие заболевания у людей; популяции и происхождение человека. Экскурсии проводятся для групп от 15 до 30 человек. Есть также виртуальные туры.

Интернет-ресурсы

Помимо социальных сетей, образовательных сайтов и других онлайн-инструментов, весьма эффективны виртуальные дискуссии и фестивали, которые также дают возможность напрямую пообщаться с учеными. Кроме того, эффективно использовать подкасты, видео и фильмы, если это позволяют ресурсы. Одним из самых популярных направлений в последнее время оказался сторителлинг. Рассказать интересную историю — значит продумать контент, структуру, персонажей. В истории должна быть новизна, неожиданность, актуальность, она должна быть интересной и понятной для аудитории, но при этом содержать интригу, и сохранять напряжение до самого конца. Некоторые научные организации проводят ежегодные конкурсы на лучшую историю, например, приз фонда Wellcome Trust и награда Макса Перутца.

Показать науку с новой стороны

Искусство позволяет взглянуть на науку по-новому. Художники способны пробудить интерес к научным вопросам у людей, которые не любят стандартные формы обучения. По мнению команды Public Engagement института Сенгера, видео-арт, музыка, литература, драматургия, перформанс способны поставить перед людьми новые вопросы в области генетических исследований и спровоцировать споры даже среди ранее равнодушных. Художники, сценаристы, писатели, кураторы выставок уже не раз останавливались в институтском кампусе, чтобы черпать вдохновение для новых инсталляций, сценариев, стихов, историй.
Из недавних британских проектов — «ископаемое ожерелье» Кэти Патерсон и ДНК-портреты в Чатсуорт-хаузе, созданные Якобом вад дер Бегелем.

Развиваться профессионально

С учетом новых реалий профессиональное развитие ученого — это не только научные достижения, но и успешный диалог с обществом. Научиться говорить на одном языке с людьми ненаучного круга — задача сложная. В США и Европе можно сходить на специальный тренинг, где расскажут, как правильно нести знания в массы, а потом отправят на какое-нибудь мероприятие практиковать свои навыки.

Во время тренингов участникам предлагается, например, подойти к незнакомому человеку и за 2 минуты объяснить суть своего исследования: о чем оно и зачем нужно. При этом важно избегать профессионального жаргона. Собеседник может задавать вопросы, на которые нужно ответить за минуту. Еще один пример: участники делятся на команды и придумывают эксперимент. Затем его необходимо объяснить за 5 минут бабушке, которая в целом проявляет заинтересованность в науке, восьмилетнему племяннику, который, как и все дети, ужасно любопытный, своему двадцатилетнему парикмахеру, у которого нет никакой академической базы. Нужно рассказать, зачем вы проводили эксперимент, каким образом и что за результаты получили. Важно продумать язык, возможные аналогии, а также, какие подручные средства можно использовать для демонстрации научных понятий (кровь, диффузия, ДНК и др.).

Внимательно относиться к этическим вопросам

Современные исследования ставят перед учеными немало этических проблем. Особенно актуален этот вопрос для генетики и геномики. Этично ли создавать базу данных ДНК? Этична ли персональная геномика? Этичны ли вообще геномные исследования? Все эти вопросы должны обсуждаться учеными и обществом на различных мероприятиях, форумах, конференциях, сайтах. «Безусловно, тема геномики во многих смыслах гораздо опаснее других научных областей. Здесь больше этических вопросов. Космос, черные дыры, кометы — все это интересно и монументально, но при этом очень далеко. В то время как борьба с раком — это то, что может затронуть около трети людей на планете», — комментирует Джулия Вилленгейл-Тен.

Найти время и деньги

Главные проблемы Public Engagement — это время и деньги. Мероприятия — это время, которое ученые предпочитают тратить на реальные исследования, а не на болтовню. Поэтому в научных институтах и в университетах нужны специальные отделы, которые занимались бы популяризацией науки. Причем важно, чтобы сотрудники понимали не только природу Public Engagement, но и имели представление о самой научной области. «Что касается финансирования, то сейчас все больше частных фондов и организаций, которые выделяют гранты на исследования в Великобритании, осознают важность коммуникаций в науке. Поэтому нередко в финансировании исследовательских проектов уже заложены деньги на Public Engagement, — говорит Джулия. — Осталось научиться грамотно и эффективно распоряжаться этими деньгами. Это наш следующий шаг». Если же финансовых ресурсов пока нет, можно начать с малого — завести научный блог или организовать дискуссионный клуб для регулярных встреч в кафе.

Иконки: 1) Rémy Médard, 2) Shane Holley, 3) Hyemi Park, 4) Edward Boatman, 5) Rediffusion, 6) Rohan Gupta, 7) Arthur Shlain.