«Коммуникационная лаборатория» провела три «Лабораторные субботы» на базе Факультета журналистики МГУ. Вновь посидеть за партами собрались журналисты и специалисты по внешним коммуникациям научных организаций. Их объединила цель — найти «общий язык», чтобы достижения российских ученых не оставались в тени, а находили свое отражение в СМИ и в доступной форме подавались широкой общественности.

На «Лабораторных субботах» журналисты и блогеры рассказывали о специфике работы с контентом и профессиональной этике общения с экспертами. А представители состоявшихся пресс-служб НИИ рассказали «новичкам» о том, как писать тексты в удобном для СМИ формате, чем их можно заинтересовать и как получить историю от ученого. Например, Илья Ферапонтов (Роскосмос) рассказал, каким должен быть материал, чтобы возникало желание его опубликовать: «Важная особенность — новость не может быть длинной. Когда вы пытаетесь что-то сообщить от лица научной организации, вы должны учитывать, что через несколько минут чтения у журналиста должно создаться впечатление, как это передать в виде новости». Биоинформатик Михаил Гельфанд рассказал, что голыми фактами заинтересовать публику довольно сложно, науку нужно сделать захватывающей историей. А пресс-секретарь Института стволовых клеток человека Елена Романова выразила мнение, что российские институты должны обязательно создавать пресс-службы, которые будут служить мостиком и помогать ученым и журналистам договариваться между собой. Пиарщики узнали, как сделать так, чтобы их публикации были интересны и понятны простым читателям, не разбирающимся в науке. Воодушевленные новыми знаниями, самые активные представители пресс-служб позвали журналистов к себе в гости, чтобы показать достижения ученых и подготовить совместные материалы.

Экспериментальная программа пресс-визитов стартовала в сентябре, а уже сейчас появились первые результаты проекта «Коммуникационная лаборатория». Например, на «России 1» в программе «Утро России» в эфир вышли репортажи о том, как магниты помогут вылечить болезни нервной системы и про вандалоустойчивое покрытие. А на радио «Русская служба новостей» в программе «Утренник» выступила Евгения Тимонова (автор видео-блога «Все как у зверей»), которая рассказала о том, насколько люди похожи на животных. На радио «Вечерняя Москва» состоялось интервью старшего научного сотрудника института биоорганической химии Российской академии наук Константина Минеева о разработке новых лекарств.

Сюжеты «Коммуникационной лаборатории» будут отмечены в рамках специальной номинации Tech in Media

Для стимулирования интереса СМИ к проекту совместные сюжеты и публикации на научные темы будут отмечены в рамках специальной номинации «Коммуникационная лаборатория», которая в этом году учреждена на IV Всероссийском конкурсе инновационной журналистики Tech in Media при поддержке РВК. Эта номинация призвана отметить роль PR-специалистов в популяризации российской науки, в данном случае — вклад пресс-служб научных и образовательных учреждений в создание медиа-материалов, публикуемых в СМИ. Номинироваться могут работы в таких категориях, как: «Лучшая публикация в федеральном печатном издании», «Лучшая публикация в региональном печатном издании», «Лучшая публикация в Интернет-СМИ» и «Лучший телевизионный / радиосюжет». Прием заявок продлится до 5 ноября 2014 года по ссылке.

На Moscow Science Week рассказали о проблемах образа российской науки

Организаторы «Коммуникационной лаборатории» на Moscow Science Week представили результаты исследования «Коммуникации в российской науке: лучшие практики, проблемы и перспективы». Как оказалось, отечественные СМИ рассказывают в основном о законодательстве, реформе РАН и конференциях, но практически не пишут о достижениях и открытиях российских ученых, проблемах образования. В своем выступлении основатель альманаха metkere.com Илья Кабанов рассказал, что в течение достаточно длинного периода в России была очень сильная школа научной журналистики, много научных изданий, редакций — в частности, lenta.ru, РИА Новости. Но со временем российская наука перестала рассказывать о своих достижениях. Журналистам приходилось брать тексты иностранных институтов и самостоятельно переводить их.

В ходе дискуссий и воркшопов участники «Коммуникационной лаборатории» сошлись во мнении, что наука должна стать открытой. Так, например, многие зарубежные институты регулярно пишут о новых открытиях своих ученых, что улучшает их позиции в международных рейтингах и в целом влияет не только на имидж, но и привлекает инвесторов, готовых вкладывать средства в разработку проектов. По словам начальника Управления коммерческих проектов в области образования и социальной сфере МИА «Россия сегодня» Дмитрия Гужеля, развиваться нашей науке мешает, в том числе, отсутствие точек генерации информации в самих учреждениях: «Из-за этого она просто не доходит до коммуникационных платформ». В качестве примера он привел [такие цифры[ (http://www.slideshare.net/CommunicationLab/10-20-37038029): «В США существует около 1000 СМИ, пишущих о науке, в России их чуть больше 20. А пишущих научных журналистов в России менее 300».

«Нам приятно, что инициатива, задуманная как амбициозный эксперимент, нашла такой позитивный отклик в научном и журналистском сообществах. Сейчас мы работаем над другими важными инициативами, запланированными в проекте, которые помогут специалистам по внешним коммуникациям научиться работать со СМИ. Мы надеемся, что все это поспособствует укреплению связи между участниками, и, как результат их совместной работы, усилит образ науки в глазах российской и зарубежной общественности», — прокомментировал Илья Курмышев, директор по продвижению инновационной деятельности РВК.

«Коммуникационная лаборатория» — совместный проект РВК и [SPN Communications[ (http://www.spncomms.com/), в ходе которого журналисты, специалисты по внешним коммуникациям, ученые и эксперты учатся работать вместе и рассказывать о достижениях и открытиях российской науки доступным широкой общественности языком.