Агентство SPN Communications в рамках совместного с РВК проекта по развитию систем внешних коммуникаций образовательных и научных организаций «Коммуникационная лаборатория» провело исследование коммуникационных практик в научной и образовательной сферах России. Главный вопрос, который был поставлен перед авторами исследования: как строится взаимодействие и обмен информацией между российскими научными институтами и вузами с обществом, прессой, бизнесом и государством, как строятся внутренние коммуникации в научно-образовательных учреждениях. Исследование также предоставляет рекомендации для научно-образовательных учреждений по улучшению коммуникаций.

Результаты исследования свидетельствуют, что общество практически не получает из прессы информации о работе российских ученых, сами ученые слабо осведомлены о жизни коллег. Кроме того, в России крайне неразвиты каналы трансфера технологий — представители инновационных компаний лишены возможности получать информацию о новых научных разработках, а исследователи не пытаются эту информацию ретранслировать, считая это полем ответственности государства.

НОВОСТИ О НАУКЕ БЕЗ НАУКИ

Анализ публикаций в прессе показал, что даже в тех из них, где речь идет о науке, исчезающе мала доля сообщений о результатах научных исследований — то есть о том, ради чего и существуют научные институты.

За год и месяц — с 1 апреля 2013 года по 30 апреля 2014 года — в российских СМИ вышло около 469 тысяч публикаций, посвященных образовательной и научной тематике. Из них 40% были посвящены теме науки и образования, но в 58% «научных» публикаций речь идет о политических, организационных и финансовых вопросах, главным образом о реформе Российской академии наук. В итоге доля публикаций, посвященных собственно научным результатам и научным инновациям, составляет лишь 6% от общего объема научно-образовательной информации в СМИ.

Образ ученого в СМИ привязан к этой административно-политической тематике: в первую очередь пресса рассказывает об администрации — ректорах вузов, директорах институтов.

«В итоге складывается ситуация, когда вокруг реальных научных достижений и ученых формируется информационный вакуум», — отмечают авторы исследования.

Чтобы заполнить этот вакуум, должно значительно вырасти количество СМИ, которые говорят, показывают и пишут о науке. «Большую роль в этом играют не узкопрофильные научные издания, а как раз СМИ широкого профиля, поскольку именно они формируют повестку дня. Мы полагаем, что для налаживания моста между ними и российской наукой необходимо появление нового класса специалистов, только зарождающегося сейчас в России. На Западе их называют научными коммуникаторами», — говорит Илья Курмышев, директор по продвижению инновационной деятельности РВК.

В рамках исследования авторы попробовали оценить количество таких специалистов. Выяснилось, что в России оно не превышает 400 человек, а по пессимистичным оценкам — менее 100 человек.

БАРЬЕРЫ С ОБЕИХ СТОРОН

При этом барьеры на пути передачи информации стоят и на стороне СМИ — авторы исследования констатируют, что рынок специализированных научно-популярных изданий в России не развит, а следовательно, среди журналистов нет достаточного числа тех, кто понимает язык «ученых», знает специфику этой сферы.

С другой стороны, и сами ученые зачастую не хотят и не умеют общаться с журналистами, а институты, предназначенные для преодоления этого барьера — PR-подразделения и пресс-службы, — либо отсутствуют, либо работают недостаточно эффективно.

Более половины опрошенных экспертов (представителей научно-образовательной сферы) — 54% — считают, что внешние коммуникации в российских научных и образовательных учреждениях развиты плохо, а 28% думает, что очень плохо.

Внешними коммуникациями в научных учреждениях России занимается очень мало людей. Согласно результатам исследования, в этой сфере на 1 тысячу сотрудников приходится от 0,4 до 2,6 специалистов, занимающихся связями с прессой и PR, а их общее число не превышает 400 человек. Для сравнения: в компаниях телекоммуникационной отрасли на 1 тысячу человек приходится от 4 до 7 сотрудников пресс-служб.

Примерно половина московских НИИ имеют в штате специалистов, занимающихся связями с прессой, около 22% академических институтов в России имеют свои пресс-службы. Однако и они часто работают крайне неэффективно и в основном занимаются освещением деятельности руководства учреждения.

Это видно по новостям на сайтах институтов, львиную долю которых составляют сообщения о визитах, конференциях, подписаниях документов, встречах с чиновниками. Во многих случаях пресс-службы не пытаются действовать активно, а лишь организуют встречи с учеными по запросам журналистов. Часто функции пресс-службы берет на себя руководитель учреждения, замыкая на себя все контакты с прессой.

Как отмечают авторы исследования, в последние годы в России появились некоторые новые площадки непосредственного общения ученых и общества — это фестивали науки, «научные бои», публичные лекции. Однако эти ценные приобретения мало способствуют росту осведомленности аудитории о научном знании — как и научно-популярные издания, они ориентированы на публику, уже заинтересованную в теме науки. А доля такой уже вовлеченной аудитории в России крайне мала — новостями науки интересуются не более 7% населения.

Есть позитивные тенденции: в рамках государственного проекта «5-100» по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров реализуются программы продвижения вузов, для которых в ряде ведущих университетов были созданы обновленные пресс-службы. Начинают более активно работать PR-подразделения некоторых академических институтов.

Однако эти тенденции затрагивают пока только ограниченный круг учреждений и заметны лишь на фоне почти нулевого уровня активности научных организаций в коммуникациях в прошлые годы.

БИЗНЕС НЕ ЗНАЕТ, ЧТО — УЧЕНЫЕ НЕ ЗНАЮТ, КАК

Исследование показало и отсутствие устойчивых связей между учеными и бизнесменами, Российский бизнес до сих пор предпочитает «не связываться» с российскими разработчиками, предпочитая покупать технологии на Западе. В свою очередь, ученые не знают как «упаковать» технологию, как корректно донести информацию о своих разработках до представителей бизнеса посредством СМИ.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Коротко ответ на этот вопрос можно сформулировать так: «Все». Научно-образовательные учреждения, по мнению авторов исследования и экспертов, должны сформулировать ясную коммуникационную политику, которая обеспечивала устойчивые каналы связи внутри организации, с научным сообществом, с властью, бизнесом, с прессой и обществом.

В частности, в каждой научной организации должна быть сформирована пресс-служба, наделенная достаточными полномочиями, должна быть выработана стратегия работы с разными целевыми аудиториями.

Институты должны поддерживать постоянный поток обновляемой информации на своих сайтах, должны учиться работать с соцсетями, с визуальными формами представления информации.

Авторы исследования предлагают создать Ассоциацию по популяризации научной деятельности, главной целью которой будет реализация долгосрочной программы по популяризации науки. В ее состав могут войти ассоциации научных журналистов и пресс-секретарей научных организаций, Одной из ключевых задач Ассоциации будет обмену опытом между представителями СМИ, науки и образования, наукоемких производств и бизнеса. Однако, отмечают они, эта инициатива будет иметь смысл только при активной господдержке и достаточном уровне финансирования.

Полная версия исследования доступна по ссылке