Фриланс манит: одни дорожат репутацией свободного художника, других удручает необходимость ежедневно гладить рубашку и краситься для посторонних в общем-то людей. Престиж офиса заметно падает, все чаще сменяясь проектной работой или свободным графиком с установленным дедлайном. Однако такие вроде бы сказочные условия подходят не для всех. Чтобы все успевать, сидя в халате на кухне или в перебежках между кафе с вайфаем, нужны твердость характера и сила воли. T&P поговорили с опытными фрилансерами о том, как прийти к своему идеальному режиму, сохранить мотивацию и работать продуктивно. Основной вывод: сначала все-таки придется поработать в офисе.

Анна Борисова

PR-консультант, 24 года.

Консультирует клиентов бьюти-индустрии и шоу-бизнеса. После четырех лет офисной работы полгода назад перешла на фриланс. В офис больше ни ногой.

«Если ты не сделаешь это сегодня, завтра вернешься к офисной работе и поездкам в метро в 9 утра»

«В своей работе я стараюсь не возвращаться к привычному офисному ритму с 17 рабочими часами в день. Это изматывает и не дает никакой возможности для творчества и вдохновения, а в моей работе, пожалуй, это важнейшая часть. Самый лучший способ спланировать график для меня — расставлять четкие цели и каждый день вести учет выполненных дел. Такая привычка появилась еще в офисе, считаю ее важным рабочим инструментом.

В первой половине рабочего дня стараюсь решить срочные задачи, назначить встречи и прозвонить нужные мне контакты, в обед чаще всего встречаюсь с коллегами, журналистами или клиентами. Вечер посвящаю планированию завтрашнего дня и себе. Я сохраняю баланс работы и личной жизни. В офисе я испытывала колоссальную нехватку свободы: в передвижении, графике и в собственных мыслях. Сейчас мой рабочий день начинается в 10 утра, заканчивается приблизительно в 16.00, если нет важных встреч на вечер. Этого времени вполне хватает для решения всех задач и планирования следующего дня.

Мне удается мотивировать себя следующей установкой: «Если ты не сделаешь это сегодня, завтра вернешься к офисной работе и поездкам в метро в 9 утра». Работает лучше любой материальной компенсации и корпоративных тренингов.

С переходом на фриланс мои доходы не сократились. Мне кажется, что это очень индивидуально, но если ты был востребован, будучи офисным сотрудником, проблем с проектами на фрилансе не будет. Фриланс подходит тем, кто точно знает свои возможности и характер. Специалисты, которые самостоятельно вели проекты без тотального контроля со стороны начальства, будут себя комфортно чувствовать в «офисе» на собственной кухне с ноутбуком и телефоном в руках. Тем, у кого слабая самоорганизация, сильная тяга к корпоративной культуре и небольшой опыт, ввязываться рискованно.

Залог успешной работы на фрилансе в том, чтобы знать свои сильные и слабые стороны, в умении себя дисциплинировать. Важно осознавать, что работа на фрилансе — такая же работа, только теперь вы в роли начальника и подчиненного одновременно. Советую активно вести социальные сети, ведь никогда не знаешь, откуда появится новый проект, а еще посвящать пару часов в день саморазвитию и обучению».

Александра Карлинская

Менеджер арт-проектов, 24 года. Почти три года офисной работы и уже четыре — на фрилансе. В офис вернется, только если заставят обстоятельства.

«Когда я ушла из офиса, моя продуктивность выросла в несколько раз»

«В разное время я занималась продюсированием театральных событий, организацией художественных выставок, переводами, ведением соцсетей научного проекта. Сейчас моя основная деятельность — связи с общественностью. Я долго шла к идеальному для себя распорядку и к тому, чтобы планировать все самостоятельно. Как ни странно, этому меня научила как раз офисная работа с очень высокой загруженностью.

Сейчас мой день начинается с того, что я иду мыть голову. Считаю, что если перестану выглядеть прилично, значит, я уже не справилась. Это такой показатель собранности, необходимый при работе со свободным графиком. Когда тебя никто не контролирует извне, расслабиться может быть очень просто. Однако это чревато потерей качества итогового результата и работой круглые сутки. Я заметила, что на фрилансе у работодателя гораздо выше требования. Поэтому никогда не откладывайте работу на вечер и четко соблюдайте дедлайны.

С самого начала я решила, что буду вставать не позже 9 утра и сразу приводить себя в порядок, как будто собираюсь выйти из дома.

Днем обязательно делаю перерыв на обед, а закончить стараюсь не позже восьми-девяти вечера, чтобы осталось время на друзей и семью.

Фриланс воспитывают в тебе несколько очень важных качеств: полагаться только на себя, брать ответственность за свои решения и работать на результат. Поэтому, когда я ушла из офиса, моя продуктивность выросла в несколько раз. Сейчас мне хватает времени на все, в том числе, на планирование своего проекта».

Нина Беленицкая

Драматург, сценарист, 32 года.

Четыре года проработала на фултайме, в 2008-м ушла на фриланс. Возвращаться к постоянной занятости не планирует.

«Одно предложение по-любому притянет другое»

«Моя профессия подталкивает к фрилансу. В нашей сфере в таком формате существуют практически все: сценаристы, режиссеры, художники, актеры редко имеют постоянную работу. С фултайма я уволилась ради проекта, где получала вчетверо больше, и через месяц грянул кризис. Проект довольно скоро прикрыли, и я ощутила все прелести своего нового положения. Работы в кризис было мало: приходилось браться даже за то, от чего еще недавно с фырканьем отказывалась. Но я верю, что работа по одному не ходит, одно предложение по-любому притянет другое. Так и случилось: через год мне предложили проект, который стал моей визитной карточкой. В моем деле не бывает лишнего опыта, в любом проекте ты чему-то учишься.

Представления о фрилансере как о расслабленном хипстере, который просыпается днем и идет сидеть в кафе с ноутбуком, после чего оказывается на какой-нибудь выставке и далее на модной вечеринке, абсолютно ошибочны. Большая часть моего окружения работает на фрилансе. При этом у всех по 3–5 проектов и очень большая загруженность. Вот в чем наша главная беда — мы берем несколько сложных проектов одновременно, которые должны разойтись по срокам, но они обязательно накладываются один на другой. Ну и, конечно, проклятая творческая жадность. Но когда ты обожаешь свою профессию, тебя легко увлечь, и ты с радостью отдаешь свое время любимому делу.

Мой день строится в зависимости от тех проектов, которые есть на определенный момент. Рабочий день может начинаться в 8 утра и заканчиваться в 2 ночи. Последнее время стараюсь заниматься спортом. Понемногу, но каждый день, без пропусков. Также важно не отрываться от реальности: если работа не предполагает встреч и выходов из дома, обязательно придумайте их для себя, иначе можно очень замкнуться и не выбраться обратно. Еще нельзя позволять себе поздно вставать. Есть небольшой писательский секрет, который мне рассказала очень опытная сценаристка, и он действительно дает результат. Когда надо сдать большой объем текста, и ты не укладываешься в сроки, не стоит сидеть допоздна. Наоборот, надо лечь спать, но встать в 5–6 утра и сесть за работу. Если лето, можно привязать подъем к первым лучам солнца. Короткий сон и ранний подъем удивительно освежают мозг.

Если говорить о том, что заставляет работать, когда никто не стоит над душой, на меня лучше всего действует, если моя пьеса или сценарий на уровне замысла заинтересовали клевого режиссера. Я вообще верю в творческие тандемы. Мы, фрилансеры, выживаем в стаях. Еще подстегивают амбиции. Когда видишь, как успешны твои друзья и коллеги, это отлично тонизирует».

Михаил Мохрачев

Системный администратор/Инженер ОС UNIX, 27 лет.

Живет на Гоа. Четыре года проработал в офисе, более двух лет — на фрилансе. В офис вернется, если предложат заманчивые условия.

«Не всегда получается как хотелось»

«Работа в офисе для меня не выглядит продуктивной, чаще всего день занят просиживанием на стуле, а это потеря времени. Фриланс дает возможность выбирать проекты и не привязывает тебя к месту. Да, это делает вас более самостоятельными при выборе работы и вознаграждения за нее. Но вас не должны пугать такие вещи, как обилие или недостаток заказов, плавающий график и отсутствие стабильной зарплаты.

День я чаще всего планирую заранее. Разумеется, не всегда получается, как хотелось: иногда приходится срываться с соседнего пляжа, прыгать на байк и ехать домой за ноутбуком.

Я считаю, что продуктивность наращивают заказы: чем больше их у тебя, тем выше продуктивность. Также она повышается в отсутствии напрягающих факторов, что дает возможность сосредоточиться на работе. Некоторые не могут изо дня в день вставать в 6 утра и ехать на работу, другим надоело работать «на дядю».

Екатерина Жидкова

Дизайнер, 40 лет.

Занимается созданием визуальной поддержки клиентов, брендингом. В офисе проработала порядка 10 лет, уже около двух лет работает на фрилансе. В офис возвращаться не планирует.

«Между тобой и твоим благополучием больше никого нет»

«Работать над несколькими проектами одновременно не так сложно, как может показаться с непривычки. В каком-то стареньком детском мультике была такая песенка: «Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, четвертая мерещится». Считаю, что если держать в уме не более четырех «ягодок» и правильно распределить их статус, то все должно получиться. Один проект должен быть в приоритете, второй — с более свободными сроками, третий — в стадии обсуждения, а четвертый — на стадии оценки. Планирование дольше, чем на неделю, мне ни разу не удалось, принимаю это как специфику моей работы и не заглядываю дальше.

Главное отличие от работы в офисе: у тебя есть задание, но как ты его сделаешь — твой собственный выбор. Главный плюс — продуктивное времяпрепровождение. Когда хочешь больше заработать, берешь больше проектов, а когда — читать, гулять, встречаться с друзьями, отказываешься от некоторых проектов. Если у тебя нет идей, не нужно сидеть у чистого листа, изображая напряженную работу мысли, можно выключить компьютер и поехать на выставку. А если тебе не нравится проект, ты не обязан работать над ним и никакой начальник тебя не заставит.

Когда любишь то, что делаешь, дополнительной мотивации не требуется.

Деньги, похвалы, рекомендации — это просто бонусы, которые идут в дополнение.

Трудность в моем случае в том, что между тобой и клиентом нет менеджера, который вежливо объяснит, почему играть со шрифтами мы не будем, а покрасить все в синенький — плохая идея. Однако это же учит тебя быть спокойным и упрямым, ценить свое время и нервы, которые должны оплачиваться отдельно. Поэтому ты учишься ставить свои условия, увеличивать бюджет, обговаривать и конвертировать творческие вопросы в часы и рубли. Любые трудности — лишь повод научиться еще чему-нибудь.

Я считаю, что фриланс подойдет хорошим специалистам своего дела, которые в любом случае будут востребованы на рынке. Это возможность определить свою реальную рыночную стоимость, выбрать интересные проекты и самостоятельно регулировать уровень дохода и степень занятости. Также фриланс пойдет на пользу людям молодым и жадным, но с высокой степенью ответственности: тем, кто в состоянии получать недостающие знания через интернет, заниматься самообразованием ради того, чтобы получить серьезный проект в портфолио и, конечно же, заработать.

Главный совет, который я могу дать фрилансерам или тем, кто задумывается об этом: отвечай за все, что делаешь. Между тобой и твоим благополучием больше никого нет».