Некоторые российские стартап-команды специально уезжают в теплые страны, чтобы сконцентрироваться на идее и запустить бизнес без отвлекающих факторов. Руководители уже существующих компаний также открывают постоянные или временные представительства у моря под отдельный проект, как место для тимбилдинга или просто ради интереса. В отличие от фриланса и дауншифтинга, для сотрудников в подобных офисах действуют те же правила, что и в Москве или Петербурге: никто не едет туда просто отдыхать. Однако вряд ли такие зимовки можно назвать массовыми: большинство директоров и их подчиненных все же не понимают, как можно работать под пальмой без вреда продуктивности. T&P поговорили с представителями компаний, которые открыли или пробовали открыть офисы в Таиланде, Сингапуре и на Бали.

Янис Дзенис

PR-директор Aviasales

Постоянный офис компании был открыт в Таиланде в 2009 году.

Количество сотрудников: 70 человек.

«Мы называем себя климатическими мигрантами: зима в Петербурге — то еще удовольствие. К моменту переезда на Пхукет у основателя компании был опыт двух зимовок в Таиланде, так что вопросов «куда ехать» и не возникало.

Aviasales в Таиланде начинали пять человек, работу такого коллектива организовать несложно. Сейчас нас больше ста: сотрудники работают из Москвы, Петербурга, Пхукета и Сиднея. Тайский офис синхронизирован с Москвой по часам. Работа здесь начинается в 12, когда в столице 9 утра. С точки зрения кост-эффективности тоже порядок: хотя зарплаты у наших сотрудников московские, аренда обходится значительно дешевле. В месяц одна из наших вилл стоит 120 тысяч рублей. Берег моря, закат с балкона… какой уж тут бизнес-центр класса «А+»?!

Если говорить про мотивацию сотрудников, то у нас, конечно, есть некий стандартный пакет для IT-компаний: еда в офисе, какие-то там гаджеты и тому подобное. Но гораздо важнее их осознание, что это работа с крутейшим в России продуктом. Aviasales значительно сильнее, чем западные поисковые сервисы, а для разработчиков сложная задача и есть главный мотиватор.

Еще один нюанс вытекает из некоторой замкнутости. Конечно, на Пхукете — большое русское комьюнити, но это все равно не то. Собственно, поэтому сотрудники Aviasales не просто коллеги. Люди не только снимают вместе дома, но и улетают серфить на Бали, едут куда-нибудь в Краби устраивать гонки на мотоциклах. Я хочу избежать всяких высокопарностей, но это действительно очень сплоченная команда.

«Заставить работать» — довольно странная конструкция для Aviasales. Жить на тропическом острове, иметь дело с одной из лучших IT-компаний, нужны ли еще какие-то мотиваторы нашим сотрудникам? Лень — это больше история про тайцев. Тут какие-то простые вещи, типа напечатать визитки, — уже целая история».

Рада Клименко

менеджер по развитию бизнеса Aviasales

Провела в офисе на Пхукете 2,5 месяца.

«В Aviasales рабочий день проходит в виллах на берегу моря, с видом на отражающийся закат и отливы-приливы. Начинается он в полдень и продолжается до 9 вечера — так у тебя появляется целое утро на спорт, море или сон. В офисе у некоторых (например, у меня) нет рабочего места — в течение дня я могу поработать в кабинете у HR под кондиционером, в беседке с видом на залив, на диване в холле или в пуфе в переговорке. В середине дня работники садятся на байки и едут обедать — в тайфуд, итальянскую тратторию, к немцам за гуляшом или на рыбный рынок.

Погода, туристы и море мало влияют на продуктивность. Настроение в офисе максимально рабочее и остается таким за его пределами — потому что свободное время, выходные, обеды ты проводишь в компании коллег, и одна из основных тем для разговоров у вас, конечно, работа. Нечего делать в выходной? Приезжаешь на одну из рабочих вилл и видишь гору обуви перед входом.

Мотивировать себя несложно: во-первых, ты очень ценишь то, что ты работаешь в Aviasales, в одной из самых крутых компаний. Ключевое слово — «работаешь», а не зависаешь у офисного бассейна. Во-вторых, в командах очень грамотно построена работа — мы регулярно делимся с коллегами результатами, обсуждаем идеи, проблемы. Специально никто никого не контролирует, но с системой стендапов и еженедельного демо ясно, чем ты занимался.

Стендап — форма ежедневного утреннего отчета, где каждый сотрудник рассказывает, чем он занимался вчера и какие у него планы на сегодня.

Условия в целом даже более комфортные для работы, чем в России, — здесь ты не думаешь о ряде бытовых проблем, которые занимают твою голову на родине. Всегда тепло, есть море, пад-тай стоит 80 бат, а манго-шейк — 50 бат, из верхней одежды тебе нужна хорошая толстовка (наши корпоративные очень классные) и дождевик.

Демо — собрание всего пхукетского офиса во вторник вечером. Команда каждого проекта и отдела на проекторе показывает и рассказывает о своих результатах за прошедшую неделю.

Лучшая мотивация — это постановка задач себе на каждый день и целей в перспективе, ощущение суперкоманды вокруг и общего дела. У Aviasales мощная корпоративная культура и сильная любовь к своему продукту, и они очень помогают даже в самые сложные неопределенные моменты. После нескольких месяцев на Пхукете я переехала в Москву — и могу сказать, что в отношении к работе ничего не изменилось. Очень не хватает демо по вторникам, поездок с ребятами по красочным местам Таиланда, иногда очень холодно, а еще я скучаю по своему байку и настоящему манго — но на мотивацию это никак не влияет».

Всеволод Устинов

основатель IT-Agency

Постоянный офис компании был открыт в Индонезии в 2011 году.

Количество сотрудников: от 5 до 20 человек в зависимости от сезона.

«Мы подумали, а почему нет? Интересно было попробовать новое, а для меня это достаточно веская причина. Так что мы все придумали, организовали и переехали.

Сэкономить на переезде не получилось: офис, интернет, обслуживание, визы, страховки, билеты в сумме стоят как офис в Москве. Подъем мотивации сотрудников при этом огромный, но временный: через полгода-год эффект новизны пропадает. PR-эффект тоже неоднозначный: мне больше нравится, когда нас называют хорошим интернет-агентством, а не агентством с офисом на Бали.

Когда все работают в офисе, дополнительной мотивации не требуется. Независимо от того, где вы — в Москве или на Бали. Никакого падения производительности, как опасаются многие работодатели, здесь не происходит. Скорее наоборот.

Вот организационных проблем был миллион. Выбирали страну, проводили разведку, арендовали и организовывали работу офиса, получали визы, покупали билеты, переезжали без остановки работы, искали дома, и это самые простые вопросы. Дальше мы учились по-новому работать над проектами: проводить мозговые штурмы по скайпу, совместно работать над задачами, отчитываться о работе, передавать проектную информацию, быть всегда на связи. Потом меняли остальные процессы: собеседования и найм, адаптацию новых сотрудников, обучение и распространение информации, бухгалтерию и документооборот. В процессе появилась общая база знаний, внутренние семинары по средам, «защита» проектов при передаче. Порядка в компании стало больше.

Всех волнует снижение индивидуальной работоспособность, но это самое незначительное, о чем стоит беспокоиться. Сможете ли вы перестроить все процессы в компании? Хватит ли мотивации у команды решать все новые проблемы? Особенно у тех, кто остался. Что делать, когда половине людей не понравится или надоест другая страна? Компания, прошедшая через такую трансформацию, становится сильнее и привлекательнее. Но я воздержусь от призывов немедленно переходить на такой формат работы из-за сложностей и рисков.

Еще один неотъемлемый вопрос — удаленная работа, которая подходит не всем. Без живого общения, эмоций и рабочего настроения вокруг некоторым людям работать сложно, вплоть до депрессий. По организации удаленной работы рекомендую прочитать книгу «Remote» Джейсона Фрайда и Дэвида Хайнемайера Хенссона. Она исчерпывающе описывает все стороны этого процесса с точки зрения сотрудников, коллег и руководителей».

Глеб Сахрай

генеральный директор PR-Technologies

Временный офис компании работал с декабря 2012 по март 2013.

Офис посетили 15 сотрудников.

«Идеей с офисом в Таиланде мы хотели попробовать решить сразу несколько задач. С одной стороны, опробовать интересный инструмент повышения мотивации сотрудников. С другой — повысить привлекательность своего бренда как работодателя. Тогда это было особенно актуально: растущие диджитал-агентства не на шутку воевали за лучших людей. В-третьих, мы хотели попробовать себя в роли компании, которая инновационна во всех аспектах своей деятельности, в том числе в вопросах управления процессами. То есть поставить над собой своего рода эксперимент.

Мы оправдали вложенные средства, но прежде всего за счет пиар-эффекта, который изначально не ставился во главу угла. Тогда директор нашего диджитал-подразделения, инициатор проекта, сделал 5 слайдов с описанием проекта и выложил на SlideShare. Потом презентацию расшерили в своем фейсбуке Алена Владимирская, другие люди из HR-мира, на нее ссылались издания.

Что касается прямого результата, то в процессе реализации, когда уже сняли виллу и отправили людей в тестовую поездку, мы поняли, что существует целый ряд труднопреодолимых препятствий полноценному функционированию проекта. Предполагалось, что на нашей тайской вилле люди будут работать «посменно» и «попроектно». То есть отдельная команда пакует вещи и улетает реализовывать идею в комфортных тропических условиях. Но вскоре стало понятно, что для эффективной удаленной работы потребуется отдельная система контроля процессов и результатов: особые формы отчетов, изменение формата работы в принципе. Например, вместо еженедельных планерок, постоянные скайп-сеансы. В противном случае существуют огромные риски срыва дедлайнов и так далее. Разработка новых стандартов взаимодействия — дело не пяти минут. Последующая отладка нового порядка потребовала бы еще недели, даже месяцы плюс огромные затраты человеко-часов. А нам нужно было вести проекты, выигрывать тендеры.

Другая проблема состояла в том, что для большой части сотрудников удаленная работа была невозможна в принципе. Например, для тех, кто должен регулярно живьем участвовать в клиентских встречах. Это значит, что мы рисковали получить огромную напряженность в команде: кто-то едет работать под пальмы, а кто-то в принципе не имеет этой возможности и продолжает стоять в московских пробках. Да, в теории мы могли и для таких людей «придумать» 1–2 проекта в год, над которыми они могли бы трудиться из Таиланда. Но так получалась, что вся наша работа, жизнь, цель и миссия грозила быть подчиненной вилле и обоснованию ее существования.

Осознав эти риски, мы уже на старте свернули задуманный первичный функционал проекта: использовать виллу как удаленный офис для нас просто невозможно. В результате четыре месяца мы исправно снимали ее и каждый сотрудник компании просто получил право записаться заранее и провести на ней свой законный отпуск, что и было в полной мере реализовано. Как результат, мы получили рост лояльности сотрудников (на вилле успели провести отпуск около 15 человек) и отличный PR-эффект, инвестировав сравнительно небольшие деньги. Так что проект не был неудачным. Возможно, мы даже повторим его, правда, изначально не ставя цель удаленной работы и при гораздо более позитивной экономической ситуации».

Гайдар Магдануров

советник генерального директора Acronis

Постоянный офис компании был открыт в Сингапуре в 2002, в этом году он стал штаб-квартирой.

Количество сотрудников: 80 человек.

«Офис в Сингапуре существовал с основания компании: она зародилась как подразделение SWsoft и в дальнейшем отделилась в самостоятельный бизнес. Теперь же мы увеличиваем присутствие в Сингапуре, поскольку видим отличные возможности для развития бизнеса в Азии. Потребность в ИТ-технологиях и наших продуктах стремительно растет. При этом сам рынок огромен: здесь находится две трети населения земли и производится треть мирового ВВП. Сингапур хорошо связан с другими странами региона удобной транспортной доступностью, в городе отличная инфраструктура, а государство уделяет особое внимание развитию ИТ-компаний.

Как у большинства международных компаний, офисы Acronis открыты по всему миру. Без этого было бы крайне сложно занимать лидирующие позиции на локальных рынках. При этом мы весьма эффективно работаем в географически распределенной структуре за счет современных средств коммуникаций: электронной почты, веб-конференций, онлайн-средств для совместной работы над документами, в том числе и собственного продукта Acronis Access для доступа к данным с мобильных устройств. При этом наши топ-менеджеры постоянно перемещаются между офисами в разных странах, поэтому сотрудникам уделяется должное количество персонального внимания руководства.

Работа в Сингапуре сама по себе — интересный опыт. Мы отправляем людей в разные офисы в зависимости от пользы, которую они могут принести компании в том или ином месте. Например, недавно мы отправили туда PR-директора по России и сотрудника, отвечающего за внутрикорпоративные коммуникации, чтобы они получили международный опыт и сами прочувствовали на себе разницу культур. Такая длительная командировка и новые знания — отличный источник мотивации. Офис в Сингапуре особенно интересен тем, что работа выстроена крайне эффективно: все делается быстро, поэтому неорганизованный человек там просто не удержится. Людям приходится быстро подтягиваться, чтобы быть «в струе». Зато тот, кто успешно проявит себя здесь, отлично справится с задачами в любых других условиях. К тому же основная мотивация, которая есть у сотрудников в любом офисе в любой стране мире, — делать отличные продукты, которыми пользуются миллионы людей каждый день».